Касым-Жомарт Токаев делает ставку на молодежь
Читать на сайте Вестник Кавказа10 июня в Казахстане назовут имя нового президента. Накануне в республике состоялись первые президентские выборы, в которых за все время независимости Лидер Нации (Елбасы) Нурсултан Назарбаев принял участие, как простой избиратель. Он заявил, что народ c новым президентом связывает надежды на лучшее будущее, стабильность в стране и спокойствие.
Напомним, что на высший государственный пост претендовало семь кандидатов, в числе которых была и одна женщина. Однако главный фаворит – действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев. Порога явки нет, выборы будут признаны состоявшимся в любом случае. Для победы кандидату необходимо набрать более 50% голосов избирателей. Если ни одному из кандидатов не удастся набрать более 50% голосов, будет назначен второй тур.
Эксперты едины во мнении, что большого накала страстей в период предвыборной кампании не было. Не могли ее оживить даже проведенные впервые теледебаты кандидатов. Тем не менее, как заметил казахстанский политолог Аскар Нурша, граждане страны не могли не почувствовать, что политическая атмосфера изменилась. Интенсивность политических обсуждений возросла, и обсуждения из кухни перешли в общественные места, что само по себе тоже хорошо. И это новое состояние, к которому надо привыкать. «Говорят, политика есть искусство возможного. А границы «возможного», нельзя не признать, с 19 марта заметно расширились. (Напомним, в этот день возглавлявший страну почти 30 лет Нурсултан Назарбаев объявил о своей отставке. ?20 марта? главой государства стал Касым-Жомарт Токаев, который до этого был председателем верхней палаты парламента. Спустя три недели после вступления в должность Токаев назначил внеочередные выборы – «ВК»). Разумеется, остаются консерваторы, либо те, кого все устраивало, и которые не готовы к изменениям. И есть те, кто недоволен, и хочет от власти большего», - считает Нурша.
Недовольные в Казахстане действительно есть. Так, в день выборов Алматы и Нур-Султане по разным оценкам более 100 человек вышли на акции протеста с требованием «справедливых выборов». Правоохранительные органы пресекли попытки проведения массовых акций. А президент Касым-Жомарт Токаев призвал все оппозиционные силы к сдержанности и диалогу. «Я сказал всем представителям закона, чтобы они были толерантны и сдержанными, но серьезные нарушения закона, конечно, недопустимы. В то же время, я призываю всех молодых людей быть также сдержанными и толерантными к правительству. Нам нужен диалог, мы должны быть вместе, чтобы развивать нашу страну», – заявил Токаев.
Накануне он написал в Твиттер, что видит свою задачу в том, чтобы выдвинуть в систему управления государством молодых специалистов, в том числе из гражданского сектора. Первый список кадрового резерва из 300 человек будет подготовлен до конца года. «Молодежь – локомотив предстоящих реформ», – отметил Касым-Жомарт Токаев. По его мнению, роль гражданского общества возрастает. «Это естественное и положительное явление. Поэтому сильный, авторитетный и многопартийный Парламент, развитые институты гражданского общества – это магистральный путь дальнейшей политической модернизации», – написал казахстанский президент.
Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан) Андрей Чеботарев представил свой прогноз будущего Казахстана: правительство останется на месте, губернаторы и руководители силовых ведомств сложат полномочия перед вновь избранным президентом. Разумеется, не все вернутся в свои кабинеты. «Вопрос не столько в персоналиях, сколько в формате взаимоотношений в элитах и на вершине властного Олимпа. Кто все-таки главнее, избранный президент или Елбасы, председатель Совбеза, ВЭС ЕАЭС и почетный сенатор, пообещавший со всеми вместе работать на нового президента, перед которым неизбежно станет дилемма между «управлять или властвовать»? Поскольку второе иных ограничений, кроме законодательных, не признает. Чье слово будет решающим при выборе кандидатур на посты руководителей силовых ведомств и акимов? Нельзя забывать и о внутриэлитном факторе. Каждый из присягающих новому президенту должен пересмотреть свои позиции в системе координат. Хотя, наверняка им будет трудно избавиться от соблазна продавить или удержать на постах собственных ставленников. Как и не будет желания уступать ранее отвоеванные позиции», считает эксперт.
По мнению Чеботарева, лето обещает быть интересным, полным на конфликты и столкновение интересов. И первое уже начнется вокруг отбора кандидатов на посты губернаторов и главных силовиков. Не следует рассматривать это с позиции нравственного и соблюдения договорённостей. Речь идет не о личностных характеристиках участников процесса, а о логике развития системы, которая неизбежно предполагает новую перенастройку и адаптацию ее под обновленную реальность. Причем, она обещает быть значительнее, чем после 19 марта.
Что же касается внешней политики Казахстана, то как сказал «ВК» научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Поволжья Александр Воробьев, сохранится преемственность в рамках существующего внешнеполитического курса. С одной стороны, будут действовать факторы новизны, а новые люди и команда сами по себе несут обновление. Плюс в постсоветских стран высока степень персонификации власти.
С другой стороны, есть факторы, обуславливающие преемственность курса. «Внешняя политика обуславливается в большей степени потребностями государства в экономике и сфере безопасности, а не фигурой лидера. Эти потребности вряд ли могут измениться за несколько месяцев. Внешняя политика является отражением коллективной воли элит страны. Интересы казахстанских элит в России, США и Китае также мало меняются за короткие периоды времени», - полагает Воробьев.
По его мнению, в пользу преемственности говорит и то, что в Казахстане, в отличие от ряда других постсоветских стран (Украина, Молдавия и другие) имеется внешнеполитический консенсус, который разделяется большей частью элит и общества. Его основные черты:
1) приверженность сохранению и укреплению государственного суверенитета
2) многовекторность
3) добрососедские отношения с Россией и Китаем, конструктивные отношения с иными центрами силы (ЕС, США)
4) активное участие в работе международных организаций.
«Основы этого консенсуса заложил первый президент Казахстана. За два с половиной десятилетия этот консенсус, в целом, продемонстрировал свою эффективность. Поэтому, он продолжится и при следующем главе государства», - подчеркнул Воробьев. По его словам, в рамках существующего внешнеполитического курса возможны и вероятно, будут определенные подвижки, которые вызваны потребностями экономики и безопасности Казахстана. Что же касается взаимодействия Нур-Султана с другими международными игроками, то оно будет происходить не за счет снижения качества и интенсивности сотрудничества с Москвой. «Российско-казахстанские отношения представляют собой мощную и устойчивую систему связей, которая включает политическое и экономическое сотрудничество, взаимодействие в сфере безопасности и обороны, научно-технические и гуманитарные контакты, приграничное сотрудничество и многое другое. Кроме этого в качественных и интенсивных двусторонних отношениях заинтересованы обе стороны» – сказал Воробьев. Эксперт обратил внимание, что отношения Москвы и Нур-Султана (Астаны) изначально выстраивались с учетом интересов и потребностей Казахстана. Например, в 2014 году при подписании Договора о Евразийском экономическом Союзе из его текста были исключены те положения, которые не устраивали Казахстан, а также Минск (общее гражданство, общий парламент и так далее).