Визит Си Цзиньпина в Россию: начало новой эпохи?

Читать на сайте Вестник Кавказа

6-8 июня в Санкт-Петербурге прошел ежегодный Петербургский международный экономический форум, почетным гостем на котором стал президент КНР Си Цзиньпин. Двусторонние отношения между Китаем и Россией укрепились после очередного государственного визита Си Цзиньпина в Москву. Однако растущие связи с Китаем не изменят укоренившуюся евроцентрическую ориентацию России. Eurasia Review пишет в своем материале Xi’s Visit To Russia: Beginning Of A New Era?, что судя по содержанию совместных заявлений глав обоих государств от 5 июня, главной целью государственного визита президента Си Цзиньпина в Россию было повышение уровня двусторонних отношений.

Российский «поворот» на Восток стал очевидным после присоединения Крыма в 2014 году. Укрепление российско-китайских отношений было необходимо для Путина, чтобы сбалансировать связи с Европейским союзом и Соединенными Штатами и выйти из изоляции, которую Запад пытается навязать России.

Почему Китай укрепляет связи с Россией?

Для Китая Россия важна как поставщик энергии и военной техники, а также как гарант необходимого геополитического баланса с США. Торговая война с Америкой может привести к тому, что Китаю придется более пристально присматриваться к российскому рынку или даже перемещать производственные мощности в Россию.

В своем заявлении для прессы президент Владимир Путин подчеркнул тесные политические связи между двумя странами, отметив, что государства подписали Совместное заявление о развитии всестороннего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающего в новую эпоху, которое, как он отметил, создает новые амбициозные цели и параметры сотрудничества.

В свою очередь, президент Си отметил, что это был его первый государственный визит во время второго срока пребывания на посту главы государства и восьмой визит в Россию с 2013 года, в то время как оба лидера встречались почти 30 раз. Подобное взаимодействие – «лучший показатель высокого уровня двусторонних отношений и тесного стратегического сотрудничества между Китаем и Россией».

Торгово-экономические связи

Китай стал ведущим торговым партнером России, товарооборот между странами составил $108 млрд. в 2018 году, то есть увеличился на 25%. Чтобы уменьшить колебания валютных курсов и нестабильность (а также зависимость от доллара), обе страны планируют развивать «практику проведения финансовых операций в национальных валютах». Президент Путин добавил, что в сфере инвестиций будет достигнут «ощутимый успех», когда будут реализованы 30 проектов на общую сумму $22 млрд.

Сотрудничество в области энергетики также обнадеживает. Президент Путин отметил, что Россия лидирует по поставкам нефти в Китай: в прошлом году в КНГ было отправлено 67 миллионов тонн сырья.  В газовом секторе ожидается ввод в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири», по которому газ должен поступать в Китай с декабря 2019 года. В мае 2014 года обе стороны подписали 30-летнее соглашение на $400 млрд на закупку 38 млрд. кубометров газа в год.

В ходе визита обсуждались китайские инвестиции в российский сектор СПГ. Китаю принадлежит почти 30% проекта «Ямал СПГ». Согласно сообщениям Intellinews от 6 июня 2019 года, в апреле 2019 года две китайские государственные нефтяные компании приобрели по 10% акций «Арктик СПГ-2». Президент Путин поприветствовал сотрудничество с Китаем в этом проекте.

Россия также строит атомные электростанции в Китае. Планируемое сотрудничество в других сферах включает проекты в области производства самолетов и вертолетов, освоения космоса, биотехнологий, фармацевтики и других наукоемких отраслей.

Заслуживает внимания соглашение Huawei с российской телекоммуникационной компанией МТС о развитии сети 5G в России. По словам китайского автопроизводителя Great Wall Motor, его завод в Тульской области, производственная мощность которого составляет 80 000 автомобилей в год, а к 2020 году увеличится до 150 000 автомобилей, является «крупнейшим инвестиционным проектом китайской обрабатывающей промышленности в России» и оценивается в  $500 млн. Президент Путин пообещал посетить этот завод вместе с президентом Си Цзиньпином.

Вопросы внешней политики

Оба лидера в своих совместных заявлениях говорили о внешнеполитических кризисах очень формально. Они озвучили общую позицию в отношении того, что «любые попытки уничтожить существующую систему соглашений о контроле над вооружениями, разоружении и нераспространении недопустимы».

Оба государства «одинаково оценивают» ситуацию на Корейском полуострове и будут продолжать сотрудничать «с целью снижения напряженности в этом регионе и укрепления безопасности в Северо-Восточной Азии в целом». Обе стороны также стремятся к мирному урегулированию кризиса в Сирии, выступают за стабилизацию в Венесуэле и остаются приверженными полному осуществлению Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана.

Оба государства «продолжат усилия по сближению интеграционных процессов ЕАЭС с Инициативой экономического пояса Шелкового пути в Китае с целью формирования в будущем более широкого евразийского партнерства». ЕАЭС под руководством России заключил соглашение о свободной торговле с Китаем в мае 2018 года.

Евроцентрическая ориентация России

По ряду причин растущие связи России с Китаем не повлияют на евроцентрическую ориентацию государства.

Во-первых, географическая близость России, культурные, этнические, религиозные, языковые, исторические и традиционные связи с Европой не могут быть расторгнуты в пользу Китая, совершенно другой цивилизации.

Во-вторых, в целом ЕС остается главным торговым партнером России: товарооборот России с ЕС в 2018 году составил $292,2 млрд., или 42,8% всего товарооборота страны. Объем накопленных инвестиций из ЕС в Россию в том же году составил 300 млрд. евро.

В-третьих, даже некоторые официальные лица РФ не склонны считать Китай приоритетным направлением. Пресс-секретарь президента Путина подчеркнул подобную позицию накануне визита президента Си. В интервью RT (Russia Today) Дмитрий Песков заявил, что «Китай пока не является нашим партнером номер один. Страны ЕС для нас на первом месте, и я не могу согласиться с теми, кто говорит, что Россия разворачивается на Восток». Он также добавил: «Я надеюсь, что Россия никогда не повернет на Восток. Российский орел смотрит в обе стороны – на Запад и на Восток, такова основа всей политики России, будь то политическая, дипломатическая или экономическая деятельность». Более того, в Сибири и на Дальнем Востоке России существуют местные политические силы, которые не одобряют китайские инвестиции.

В-четвертых, нынешние тесные отношения между Россией и Китаем носят очень личностный характер, и оба президента поддерживают подобную тенденцию. Но она не является прочной основой для долгосрочных стратегических отношений между двумя странами, не имеющими объединяющих связей, таких как культура и этническая принадлежность, зато пережившими период напряженности в недавней истории.

Наконец, общая оппозиция по США также не является прочным фундаментом для их отношений в долгосрочной перспективе.

Влияние на АСЕАН

Прочные и тесные российско-китайские отношения могут быть в интересах АСЕАН, если смогут привести к большей стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и увеличению инвестиций и торговли со стороны обеих великих держав.

Однако, если такие отношения будут нарушать нынешний баланс сил в регионе (между США и Китаем), АСЕАН окажется в проигрыше. Подобная ситуация приведет к увеличению давления и уменьшению пространства для маневра. В любом случае, оценивать положение дел еще пока рано.