Кого выбирает Европа: США или Иран?
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце апреля США удивили многих, объявив, что не будут продлевать освобождение от иранских санкций для ряда крупнейших покупателей нефти, включая Китай и Индию. Если компании этих стран будут продолжать вести дела с Ираном, они попадут под действие американских санкций. Как отмечает международный телеканал "Центрального телевидения Китая" CGTN в своем материале What's the EU position on the U.S.-Iran confrontation and where will it lead? санкции были введены после выхода США из Иранского ядерного соглашения, которое было подписано в 2015 году между ИРИ и пятью членами Совета Безопасности ООН плюс Германией. В обмен на замораживание ядерной программы Тегерана страна была освобождена от санкций и получила возможность заключать торговые сделки и привлекать инвестиции.
Недавнее решение США не продлевать освобождение от санкций привело к росту напряженности. После агрессивных заявлений американского президента Дональда Трампа и его советника по национальной безопасности Джона Болтона было совершено нападение на несколько танкеров у побережья ОАЭ, а нефтепровод Саудовской Аравии был атакован с помощью БПЛА. На сегодняшний день никто не взял на себя ответственность за атаки на танкеры, хотя Болтон утверждает, что за этим стоит Иран. В ответ на произошедшее Вашингтон заявил о размещении авианосца и дополнительных войск в Персидском заливе.
После нескольких недель противостояния ситуация изменилась. На прошлой неделе госсекретарь США Майк Помпео предложил Ирану переговоры без предварительных условий, на что Тегеран ответил требованием возвращения Вашингтона к соблюдению ядерной сделки. Помпео проявил сдержанность, заявив, что США не будут блокировать работу Инструмента поддержки торговых обменов (INSTEX). INSTEX – это европейская инициатива, представляющая собой бартерный механизм, с помощью которого европейские компании, торгующие в Иране, могут избежать использования международной финансовой системы и, таким образом, не нарушать санкций США. В случае если INSTEX все-таки начнет функционировать, он сможет стать спасательным кругом для экономики Ирана.
В 2018 году товарооборот между Ираном и Европой упал, особенно во второй половине года. Но, несмотря на падение, на 28 стран ЕС приходилось 18 % торговли Ирана в прошлом году, что делает блок вторым покупателем иранских товаров после Китая. В целом экономика Ирана находится в тяжелом положении. По данным МВФ, ВВП Ирана сократился на 4% в 2018 году, и, как ожидается, сократится на 6% в этом году. Кроме того, валюта страны обесценилась на 60 % в 2018 году, а инфляция, как ожидается, достигнет 40% в текущем году.
Между тем, крайне необходимые европейские инвестиции постепенно сходят на нет. Одно из наиболее серьезных событий произошло в ноябре прошлого года: французская нефтяная компания Total отказалась инвестировать в газовый проект «Южный Парс», когда стало ясно, что ей не будет предоставлено освобождение от американских санкций.
Учитывая текущую экономическую ситуацию в Иране, санкции США оказывают значительное влияние. Они наносят серьезный ущерб обществу и могут привести к более глубокой неприязни в отношении США. Возможно, по этой причине Помпео и другие американские руководители решили не выступать против INSTEX, если его действие распространяется только на ту продукцию, которая не попадает под санкции, в том числе медицинские и гуманитарные товары.
Заявление Помпео противоречит предыдущим комментариям США. Ранее в мае американское министерство финансов сообщило, что INSTEX частично соответствует мировым стандартам противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма и поэтому может стать объектом санкций. Одной из причин более жесткой позиции США тогда стало растущее понимание того, что европейцы – Франция, Великобритания и Германия – более серьезно настроены по отношению к созданию INSTEX, чем раньше.
Европейская позиция оставалась последовательной в течение всего прошлого года. Комиссар ЕС по иностранным делам Федерика Могерини заявила, что Европа привержена Иранской ядерной сделке, и призвала к диалогу и взаимодействию между США и Ираном. 6 мая ЕС выступил против угрозы Ирана частично возобновить работу в рамках замороженной ядерной программы. Своим заявлением разочарованный Иран попытался оказать давление на европейцев. В течение 2017 года Трамп давал понять, что выйдет из иранской ядерной сделки. Тем не менее, когда он сделал это в мае прошлого года, европейские лидеры не смогли быстро отреагировать: они договорились создать INSTEX только в конце января. В мае текущего года INSTEX по-прежнему не был запущен и, помимо этого, охватывал ограниченную корзину товаров, в которую не входит нефть, самый важный экспортный товар Ирана.
Иными словами, европейский ответ на иранский кризис до настоящего времени был в значительной степени постепенным и ограниченным, что не соответствует интересам Ирана и его экономическим потребностям, которые являются непосредственными и всеобъемлющими. И все же Ирану не стоит ожидать серьезных изменений в ближайшие месяцы. Могерини в скором времени покинет свой пост, и неизвестно, кто из европейских лидеров займет ее место.
Между тем, двум европейским странам, подписавшим ядерное соглашение с Ираном, Германии и Великобритании, явно будет не до международных разбирательств, поскольку в обоих государствах происходит смена руководства. Тем не менее, если Иран сможет преодолеть нынешние препятствия и INSTEX в конечном итоге начнет функционировать, его работа может привести к значительным изменениям. В случае если инструмент поддержки торговых обменов будет работать в заявленных рамках, он сможет привлечь ряд компаний и стран, включая Россию и Китай.
Если это произойдет, во-первых, кардинальным образом изменится ситуация, в которой на сегодняшний день оказался Иран, а во-вторых, европейское присутствие на мировой арене будет заметно усилено, что в свою очередь станет индикатором изменения в характере и динамике отношений между США и Европой.