Обзор грузинских СМИ 31 мая – 6 июня

Читать на сайте Вестник Кавказа

Скандал вокруг порта Анаклия может стать политическим

На минувшей  неделе СМИ внимательно следили за развитием скандала вокруг глубоководного порта Поти. Решение властей разрешить строительство глубоководного причала в порту Поти было встречено с негодованием в "Консорциуме развития Анаклия". Разрешение на строительство получила компания "АО Потийский морской причал", которая является "дочкой" "APM Terminals", которая, в свою очередь, является подразделением датской группы A.P.Moller-Maersk.

Газета "Резонанси" пишет, что инвесторы порта в Анаклия могут вообще отказаться от проекта, хотя строительство именно этого порта правительство ранее называло "проектом века". Издание отмечает, что реализация проекта в последнее время и так шла очень медленно, а решение по Поти вообще может окончательно похоронить его. Генеральный директор консорциума Леван Ахвледиани заявил, что конкретные силы ведут борьбу против Анаклия.

В заявлении консорциума Анаклия отмечается, что правительство утаило это решение, хотя соответствующий приказ был подписан еще 2 мая, а 21 мая Минэкономики провело переговоры с международными финансовыми институтами по поводу финансирования глубоководного порта Анаклия.
Со стороны международных партнеров "Консорциума развития Анаклия" уже были высказаны острые оценки в связи с этим фактом и его сокрытием.

На строительство первой фазы порта было необходимо более $600 млн. Государство пообещало предоставить кредит в размере $100 млн, а Консорциуму предстоит вложить $120 млн собственных инвестиций. Остальные средства Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита. Необходимые кредиторы уже найдены, однако чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку, но именно с этим и возникли проблемы на фоне решения по порту Поти.
При этом издание напоминает, что ранее в СМИ появилась информация о способности порта Анаклия принимать подводные лодки США. С учетом этой детали ситуация может перейти в политическую плоскость, заключает газета.

Послы Австрии и Италии раскритиковали бизнес-климат Грузии

Послы Австрии и Италии Арад Бенко и Антонио Энрико Бартоломе негативно оценили бизнес-климат Грузии и высказали замечания в адрес грузинских властей, пишет "Резонанси" в статье http://www.resonancedaily.com/index.php?id_rub=2&id_artc=72208

Австрийский посол в беседе с корреспондентами издания отметил, что австрийские компании, работающие в Грузии, постоянно сталкиваются с проблемами, в том числе с недостатком лиц, принимающих решения.

"Это является самым большим препятствием, когда речь идет о ведении бизнеса в Грузии. Проблема в том, что правду здесь говорят редко. Кроме того, я выделил бы проблему с госзакупками, так как здесь мы часто сталкиваемся с отсутствием прозрачности при принятии решений", - отметил Бенко.

В свою очередь, посол Италии Антонио Энрико Бартоломе заявил, что в Грузии легко начать бизнес, но расширить его трудно.

Депутат парламента Грузии от правящей партии "Грузинская мечта – демократическая Грузия" Дмитрий Хундадзе заявил, что сейчас в стране деловой климат в целом гораздо лучше, чем был при прошлых властях. Парламентарий также добавил, что подобные заявления должны делаться не послами, а членами бизнес-ассоциаций.

Он также осудил послов за то, что они обратились с этой темой к СМИ, а не к МИД Грузии, заключает издание.

В Тбилиси может подорожать проезд в маршрутках

В случае замены "желтых маршруток" в Тбилиси на новые микроавтобусы, стоимость проезда может подорожать, пишет уже упомянутая газета "Резонанси" в статье http://www.resonancedaily.com/index.php?id_rub=3&id_artc=72280

На сегодняшний день жителей и гостей Тбилиси обслуживают около 1,8 тыс микроавтобусов. В течение дня маршрутками в столице пользуются более 600 тыс человек. Стоимость проезда на длинных маршрутах составляет 0,8 лари (около $0,3), а на коротких — 0,5 лари (около $0,2).

"До 2020 года микроавтобусы в столице должны заменить на новые. Таковы результаты исследования французской компании, которые ожидали мэрия и "Тбилисский микроавтобус", - отмечает издание.

Мэрия заказала французской консалтинговой компании Sistra исследование, которое установило, каким должен быть общественный транспорт в Тбилиси. В рамках исследования выданы рекомендации о новой маршрутной схеме, а также схема и план закупок транспорта.

"Согласно плану закупок, новый движущийся состав должен появиться в столице Грузии до конца 2020 года", - продолжает газета.

Заменят ли все старые микроавтобусы на новые или сократится их количество, на данный момент не известно.

Экономист Сосо Симонишвили в беседе с корреспондентами газеты заявил, что цена за проезд значительно вырастет из-за отсутствия конкуренции.

"Сегодня тарифы регулирует рынок. В Тбилиси лишь одна компания маршрутных такси, поэтому говорить о какой-либо рыночной цене нельзя", - полагает эксперт.

По мнению Симонишвили, подорожание стоимости проезда может произойти, в основном, из-за инфляции, а не из-за ввоза в страну новых микроавтобусов.

Между тем, сокращение количества курсирующих по улицам Тбилиси маршрутных такси – один из приоритетов транспортной политики столичных властей. По словам заместителя мэра Тбилиси Ираклия Хмаладзе, микроавтобусы возможно будут ездить только в тех местах, где не смогут передвигаться большие автобусы. Кроме того, мэр Тбилиси Каха Каладзе не раз отмечал, что "желтые" автобусы и микроавтобусы находятся в критическом состоянии и исчерпали все свои ресурсы, заключает издание.