Тегеран и Душанбе пошли на сближение

Читать на сайте Вестник Кавказа

Таджикистан с официальным визитом посетит президент Ирана Хасан Рухани, сообщили в МИД республики. Рухани примет участие в пятом совещании по сотрудничеству и мерам доверия в Азии, которое состоится в Душанбе 15 июня, с участием глав государств региона. 

Это первая встреча президентов двух стран после 2015 года, когда  Душанбе обвинил Тегеран в финансировании Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), якобы причастной  к попытке государственного переворота и, более того, в подготовке будущих беспорядков во время президентских выборов 2020 года.

Тегеран и Душанбе в последнее время предприняли ряд шагов к налаживанию отношений. Так, весной 2019 года страны обменялись новыми послами. Оба дипломата заявили, что их главная задача  на новом посту – способствовать улучшению отношений между Ираном и Таджикистаном.

1 июня Тегеран с рабочим визитом посетил глава МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин. Он встретился с президентом Хасаном Рухани и министром энергетики Ирана Ризой Ардаканияном. Согласно официальной информации, стороны обсудили совместные проекты двух стран в сфере гидроэнергетики и транспорта и отметили, что имеется возможность для наращивания сотрудничества.

Радио «Озоди», таджикская служба «Радио Свобода», также сообщило, что Роухани и Мухриддин обсудили в ходе переговоров и вопросы безопасности. Иранский президент заявил, что Тегерану и Душанбе нужно развивать сотрудничество в борьбе с терроризмом, и подчеркнул, что выдавленные из Сирии и Ирака боевики запрещенной в РФ группировки «Исламское государство»  намерены перебраться в Центральную Азию и на Кавказ. Глава МИД Таджикистана выразил надежду, что Хасан Рухани примет участие в саммите глав стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, который пройдет в Душанбе.

Доктор политических наук, заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко в беседе с «Вестником Кавказа» заявил, что встреча министра иностранных дел Таджикистана Сироджиддина Мухриддина с президентом Ирана Хасаном Рухани вызвала волну оптимизма среди экспертов. Большинство из них сходятся во мнении, что это начало оттепели в ирано-таджикских отношениях, поскольку, как говорится в официальных сообщениях, «стороны подчеркнули намерения своих стран расширить политические, торгово-экономические и культурные связи».

«Но на самом деле до оттепели весьма далеко. Речь, скорее, идет о новом этапе торга, в котором Душанбе «выставило на продажу» свою позицию по вступлению Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) – таджикские власти готовы отказаться от своего противодействия этому вступлению, естественно, в обмен на самое главное для себя – материальную помощь и инвестиции. А с учетом того, что членство в ШОС для Ирана сейчас крайне важно и принципиально, то Тегеран готов платить. Остается договориться о размерах этой платы в желательном и возможном для сторон объеме», – отметил Панкратенко.

По мнению эксперта, список того, что таджикские власти хотели бы получить –  достаточно обширен и весьма сложен для Тегерана. Не вызывает сомнений, что Иран будет стараться его сократить. Так что впереди нас ожидают драматические перипетии экономического и политического торга сторон, которые в этом деле настоящие профессионалы. И чем этот процесс закончится, пока совершенно неясно. 

По мнению эксперта клуба «Валдай», вице-президента Observer Research Foundation Нандана Унникришнана, с принятием Ирана ШОС получит шанс урегулировать афганскую проблему, а также развивать стратегические транспортные коридоры. Иран, став членом ШОС, поднимет свой рейтинг регионального игрока. «Если Иран станет членом ШОС, от этого выиграет и ШОС, и Иран, поскольку организация станет действительно региональной. Прежде всего, вступление Ирана поспособствует развитию транспортных коридоров. «Это, например, транспортный коридор «Север – Юг». Различные его ответвления могут подсоединить и Афганистан, и Центральную Азию к этому артериальному транспортному коридору, который может идти из Юго-Восточной Азии через Индию – до Петербурга и в Европу», – считает Унникришнана.

Впрочем, Таджикистан заинтересован стать участником этого коридора «Север – Юг» и получить выход на иранский порт Чабахар. По сообщению иранских СМИ, Иран может стать самым безопасным и выгодным транзитным коридором для товаров из Таджикистана. Для Таджикистана это возможность обойти соседний Туркменистан, который периодически закрывает границу для таджикских грузов.