Геоэкономические последствия соглашений между Баку и Пекином

Читать на сайте Вестник Кавказа

Участие Азербайджана во втором международном форуме "Один пояс – один путь", который прошел в Пекине месяц назад, оказалось успешным для Баку и привело к созданию ряда новых важных инвестиционных проектов, не связанных с нефтяным сектором. Как отмечает издание The Jamestown Foundation в материале Azerbaijan and China Sign $800 Million Economic Package: The Geo-Economic Implications, на форуме представители Азербайджана подписали с китайскими компаниями десять соглашений на общую сумму $821 млн (Azertag, 24 апреля; EDM, 30 апреля).

В рамках этих соглашений Китайская национальная электротехническая компания (CNEEC) инвестирует $300 млн в шинный завод в Сумгаитском химическом промышленном парке (примерно в 25 километрах к северо-западу от Баку) (Azernews, 3 мая). Инвестиции обещают создать 800 новых рабочих мест и увеличить производственный потенциал завода до 3,3 млн шин в год. CNEEC приобретет 90-процентную долю в проекте, а оставшиеся 10% акций будут принадлежать Азербайджанской инвестиционной компании.

Подписанные соглашения также предполагают строительство тепличного комплекса площадью 300 га в Кюрдамирском районе Азербайджана, строительство агропромышленных парков в Губинском, Гейчайском и Хачмазском районах, соглашение об экспорте азербайджанского вина в Китай и создание Торгового дома Азербайджана в Чэнду. (Turannews, 24 апреля).

Кроме того, в рамках инициативы "Азербайджанский цифровой хаб" будет создан азиатско-европейский телекоммуникационный коридор для улучшения координации ежегодного транзита 2,5 тыс. контейнеров, проходящих по Транскаспийскому международному транспортному маршруту через территорию Азербайджана. (Azvision.az, 24 апреля).

Китайско-азербайджанское экономическое сотрудничество активизировалось в 2015 году, после официального визита президента Ильхама Алиева в Китай. В ходе встречи было подписано несколько важных документов, в том числе меморандум о взаимопонимании (МОВ) о совместном поощрении создания "Экономического пояса Шелкового пути", который сулит усиление геостратегической роли Азербайджана в рамках инициативы Китая "Один пояс – один путь". (Azernews, 17 апреля).

В последующие годы Азербайджан реализовал несколько важных инфраструктурных проектов, которые привлекли интерес Китая как потенциально выгодные для его инициативы. Примечательно, что в мае 2018 года Азербайджан открыл Бакинский международный морской торговый порт на Каспии, пропускная способность которого 15 миллионов тонн в год (Azertag, 14 мая 2018 года).

Другим важным событием стало введение в эксплуатацию железной дороги "Баку – Тбилиси – Карс" (БТК) в 2017 году, которая в основном финансировалась Азербайджаном (President.az, 30 октября 2017 года). Эта железная дорога становится ключевым звеном трансконтинентального сухопутного транзита товаров из Китая в Европу и наоборот.

Развитие экономических отношений после 2015 года также существенно повлияло на объемы двусторонней торговли. Товарооборот между Китаем и Азербайджаном вырос более чем вдвое, достигнув $1,3 млрд  в 2018 году (Stat.gov.az, 17 мая). А Китай стал одним из четырех ведущих торговых партнеров Азербайджана, заняв девятое место в 2015 году.

Несмотря на активное сотрудничество по стратегическим проектам и растущий уровень товарооборота с Китаем (43% торговли Китая с южнокавказским регионом в настоящее время приходится на Азербайджан - Azernews, 3 мая), до сих пор Азербайджан в основном не был готов открыть свои двери для частных китайских компаний, а большинство инвестиционных соглашений заключалось с государственными предприятиями. По сравнению с соседней Грузией, которая также участвует в инициативе "Один пояс – один путь" и подписала соглашение о свободной торговле с Китаем, Азербайджан привлек гораздо меньше китайских денег, из-за чего некоторые китайские эксперты критикуют Баку за сдержанную внутреннюю экономическую политику (интервью автора, сентябрь 2016 года; 27 ноября, 2017).

Таким образом, пакет соглашений, подписанных в прошлом месяце на втором форуме "Один пояс – один путь" в Пекине, можно считать важным поворотным моментом в китайско-азербайджанских экономических отношениях, поскольку он существенно увеличивает участие китайских компаний в самой восточной республике Южного Кавказа. Действительно, тот факт, что суммарная стоимость подписанных десяти соглашений превышает общую стоимость всех инвестиций, сделанных китайскими компаниями до сих пор ($ 800 млн), подчеркивает готовность обеих сторон расширять экономическое сотрудничество в будущем.

Усиление значимости ненефтяного сектора в двусторонних экономических отношениях стало еще одним важным итогом форума. Нефтяной кризис 2014 года побудил Азербайджан привлекать внешние инвестиции в свои ненефтяные предприятия, а также искать новые экспортные рынки (EDM, 18 апреля 2016 года).

Баку определил Китай как лучший вариант в обоих случаях (EDM, 12 апреля 2017 года). Хотя нефтепродукты, включая топливо и пластмассы, продолжают доминировать в азербайджанском экспорте в Китай, в долгосрочной перспективе китайский рынок должен предоставить большие возможности для ненефтяных продуктов Азербайджана.

Интенсификация отношений между Азербайджаном и Китаем имеет ряд важных политических последствий. Принимая во внимание тот факт, что Россия и Турция в настоящее время стали основными торговыми партнерами Азербайджана в ненефтяном секторе, растущее участие Китая в этом регионе может вызвать трения с наиболее важными игроками региона. Хотя Россия не хочет создавать проблемы в отношениях с Китаем, она считает, что Южный Кавказ попадает в сферу ее особых интересов. Поэтому Баку осторожно выстраивает отношения с Москвой, осознавая, что Россия остается ключевым игроком в любом перспективном урегулировании карабахского конфликта, достижение которого никогда не переставало быть приоритетом внешней политики Азербайджана.

Риски, связанные с внезапным падением цен на нефть, с одной стороны, и крупными инвестиционными проектами Китая в соседних странах, с другой, побуждают Азербайджан проводить сбалансированную политику как в отношении Китая, так и других региональных игроков, учитывая собственные национальные экономические и политические интересы. Чтобы достичь этого, Азербайджан стремится участвовать в инициативе "Один пояс- один путь", не принимая китайские кредиты и избегая, таким образом, китайской "дипломатии долговых ловушек". Кроме того, он предпочитает иметь дело с государственными компаниями по инвестиционным проектам, чтобы уменьшить возможности экономического давления. Эта успешная тактика останется главной составляющей политики Азербайджана в отношении Китая в будущем.