Киргизия заскучала по Бакиеву
Читать на сайте Вестник КавказаКиргизия в конкурсе за звание самой неспокойной республики, если б таковой проводился, стала бы одним из претендентов на победу. Редко кому из первых лиц удается отработать конституционный срок, а из крупных чиновников стать долгожителем на рабочем месте. В последняя время, правда, ситуация казалось бы позволяет смотреть с оптимизмом, однако на самом деле положение в Киргизии опять далеко не безмятежное и республика снова движется в сторону потрясений.
Руководитель Социологической службы SIAR Айнура Сагынбаева на днях представила итоги исследования общественных настроений, проведенного ее институтом. Они не могут не тревожить власти. Царившие в киргизском обществе в последние 5-6 лет оптимистичные ожидания сменились недовольством, разочарованием и раздражением: "В результатах прослеживается тенденция, которая предваряла события 2005-го и 2010 года, т.е. "тюльпановую революцию" и новую революцию, завершившуюся бегством из страны президента Курманбека Бакиева". Вдобавок к этому до рекордно низкого в истории современной Киргизии обрушился рейтинг премьер-министра и его кабинета министров.
По сообщениям из Бишкека респондентов "Вестника Кавказа", напряженность в обществе повышается постепенно, но заметно. Люди разочарованы, революционные настроения уже не скрываются, а недовольство властью нарастает. Особое раздражение народа вызывает то, что пшиком обернулась широко разрекламированная кампания по борьбе в коррупцией. Вместо обещанного "сломаем хребет раз и навсегда", с коррупцией борются выборочно, а если приглядеться, то в тех или иных случаях явственно проглядывает политическая мотивация. Эксперты утверждают, что такого слабого правительства в стране никогда не было, при том, что сильного и не вспомнить: самый авторитетный из нынешнего Кабмина – министр финансов Олег Панкратов подал в отставку, что же об остальных говорить?!
Политолог Марс Сариев, комментируя ситуацию в Киргизии, заявил "Вестнику Кавказа", что заметны "мобилизационные действия южных ребят". "Во власти сегодня оказалось много кадров Бакиева. В том числе в окружении президента Сооронбая Жээнбекова. Эти люди никогда не были слишком пассивны. Помнится, еще президент Алмазбек Атамбаев предостерегал, говорил, что те времена могут вернуться. В одном из своих последних выступлений он – уже экс-президент, повторил те тезисы об опасности возвращения "бакиевских времен", ведущих государство к "Кокандскому ханству". Беспорядки в Киргизии могут начаться, вероятнее всего, осенью. Властям надо изменить линию. А пока, скажем, идет выборочная борьба с коррупцией, недовольство будет только нарастать. Очередной раскол по принципу "север" – "юг" Киргизии тем, кто посвящен в местные "политические ристалища", уже хорошо виден", – сказал Марс Сариев.
Наблюдатели в качестве косвенного доказательства "мобилизации южных ребят" приводят ифтары – благотворительные ужины во время священного месяца Рамадан, которые от имени беглого экс-президента Киргизии проводятся в городах России. Сам он российскую границу не пересекает, возможно, опасаясь быть задержанным, и остается в Белоруссии, в которой обосновался после вынужденного отъезда с родины. Информированные источники рассказал "Вестнику Кавказа", что в ифтаре в Москве участвовало 500 граждан Киргизии – в основном трудовые мигранты, в Екатеринбурге и Новосибирске почти столько же, а то и больше, и свыше 100 человек – в Санкт-Петербурге. Ифтар – дело богоугодное, но эксперты склоняются к тому, что начинается процесс сближения сторонников Бакиева.
Напомним, что 7 апреля 2010 года начавшиеся в Бишкеке столкновения между представителями власти и оппозиции, протестовавшей против правительства, обернулись гибелью 80 человек, и в конце концов вылились в очередную киргизскую революцию. Бежавший из Киргизии президент Курманбек Бакиев воспользовался гостеприимством президента Белоруссии Александра Лукашенко и осел в этой стране. Заочно Бакиев со своим братом приговорены в Киргизии к 25 годам и пожизненному заключению, соответственно. Братья вину не признали и объявили себя преследуемыми по политическим мотивам. Они никогда не скрывали надежды на возвращение в Киргизию. При этом Курманбека Бакиева не было видно ни в политике, ни в общественной жизни, ни в прессе, в которой, если и всплывало его имя, то в "опосредствованном порядке" – либо в связи с событиями прошлого, либо в упоминании в связке с кем-то.
Сведущие люди сказали "Вестнику Кавказа", что в ифтаре от Бакиева нет ничего из ряда вон выходящего – он их устраивает не в первый раз. Но нынешние - самые многолюдные, и на них, пожалуй, впервые в массовом порядке зазвучали пожелания сотрапезников Бакиеву вернуться в Киргизию и возглавить ее. Эксперты считают, что, если Бакиеву удастся консолидировать хотя бы часть киргизских мигрантов, то он сможет доставить властям ощутимые неудобства: по последним данным, Киргизию покинуло не меньше 1 миллиона 200 тысяч человек – это более чем серьезная масса. А для президента Жээнбекова выяснение отношений с предшественником Атамбаевым (такое создается впечатление) стало делом жизни, тогда как настоящая опасность может прийти с другой стороны.