Россия не должна строить иллюзий в отношении европейских правых
Читать на сайте Вестник КавказаС 23 по 26 мая в Европейском союзе прошли выборы в парламент. Всего в 28 странах ЕС избирался 751 европейский депутат. По результатам выборов конфигурация политических сил несколько изменилась – как заметил заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко, "большее влияние будут иметь те партии, которые было принято относить к оппонирующему мейнстриму".
Между тем, советник МИА "Россия сегодня", член Общественной палаты РФ Вероника Крашенинникова предостерегла российских политиков от иллюзий в отношении крайне правых сил: "Нам нужно быть аккуратными во взаимодействии с этими партиями… Конструктивное сотрудничество возможно только с государствами, которые реализуют национальные интересы. Эти силы даже не должны быть пророссийскими, они должны работать на национальные интересы своей страны. Но силы, которые исповедуют националистическую идеологию, на компромиссы идут очень сложно. Мы видим, как сложно взаимодействовать с Соединенными Штатами сейчас, когда они практикуют бескомпромиссную политику, заявляя: "Давайте будем подписывать новые договоры на наших условиях, иначе других договоров не будет"".
По мнению Вероники Крашенинниковой, работа с центристскими большинством (70-80% политического спектра) должна оставаться приоритетом Москвы: "Тесное взаимодействие с крайне правыми силами будет нам создавать проблемы при работе с основными политическими силами. Очень важно не иметь иллюзий в отношении крайне правых. Мы должны понимать, что тот прогресс в отношениях с Европой достигается именно взаимодействием с правящими, традиционными партиями. Например, в Германии "Северный поток-2" защищает именно правительство канцлера Ангелы Меркель, а не "Альтернатива для Германии".
Для тех в России, кто считает, что крайне правые силы являются их естественными партнерами, эксперт напомнила, что они будут поставлены перед выбором: "Важны ли те ценности, про которые так много говорится по телевидению и в информационных системах, важен ли наш единственный политически объединяющий праздник - День победы, или же выгоднее пойти на союз с духовными наследниками тех, кого наши деды разгромили в 1945 году. Это выбор экзистенциальный, некоторым людям придется его сделать".
Старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Павел Тимофеев акцентировал внимание на результатах выборов во Франции: "Она продолжает переживать очень серьезные изменения в области политики, которые первый раз проявились два года назад, на президентских выборах 2017 года. Продолжаются очень серьезные изменения политического поля. Партии республиканцев и социалистов, которые многие десятилетия руководили страной переживают тяжелые кризисы. Как на президентских выборах 2017 года, так и на выборах в Европарламент стало ясно, что основной выбор французы делают между двумя силами: президент Эммануэль Макрон, который и сделал ставку на то, чтобы показать, какой он прогрессивный, глобальный, перспективный, федеральный, Марин Ле Пен, которая собирает вокруг себя скептиков, радикалов, националистов, ультраправых".
По мнению эксперта, президент Франции во многом поляризовал ситуацию: для многих выборы стали персональным плебисцитом - за или против Макрона. "Во Франции эта биполяризация будет продолжаться. Многое будет зависеть от того, будет ли экономика Франции расти или падать. Если она будет расти, то это станет плюсом для Макрона и он будет продолжать свою политику. Если же экономика будет падать, это станет подарком для Марин Ле Пен".
На уровне Европарламента Павел Тимофеев ожидает переговоров и формирования коалиций. "Коалицией управлять гораздо сложнее, чем союзом из двух партий. Евроскептики, которые окажутся, скорее всего, в меньшинстве, тоже будут ставить палки в колеса. Поэтому нам придется наблюдать за достаточно сложными временами нового для Европарламента, которому еще потребуется время на адаптацию, чтобы эта машина завелась и поехала".