Кому выгодно разрушение грузино-азербайджанских отношений?
Читать на сайте Вестник КавказаУже в течение нескольких недель сотни активистов грузинских неправительственных организаций под предводительством некоторых иерархов Грузинской православной церкви (ГПЦ) протестуют в отношении многолетнего статус-кво части средневекового монастырского комплекса "Давид Гареджа" (по-азербайджански "Кешикчидаг"), расположенного на территории Азербайджана, на самой границе с Грузией.
Дело дошло до блокирования стратегической дороги, связывающей две страны, и обещаний устроить некий "поход" на ту часть монастырского комплекса, которая, согласно картам еще советских времен, находилась на территории Азербайджанской ССР, а сейчас принадлежит Азербайджанской республике.
Фундаментальным принципом строительства международных отношений, в том числе в постсоветский период, считается взаимное признание бывших административных границ союзных республик государственными границами. Конечно, переговоры о демаркации и делимитации этих границ могут вестись, но только на взаимной основе и только по согласию сторон. Этот принцип полностью признан и одобрен ООН еще в 1992 году, когда международное сообщество признало независимость молодых государств, возникших после распада СССР.
До последнего времени при посещении монастырей "Давид Гареджа", находящихся на азербайджанской территории, у иерархов ГПЦ, паствы и многочисленных туристов проблем не возникало: азербайджанские пограничники пропускали всех желающих и не вмешивались в монашескую жизнь грузинских священников. Таков и был статус-кво, сложившийся с начала 1990-х.
Переговоры о делимитации границы шли, но ни одна из сторон их не форсировала и не обостряла деликатную тему. Грузии это было выгоднее, чем Азербайджану, поскольку монастырский комплекс полностью находился под патронажем ГПЦ, а Азербайджан, проявляя добрую волю, относился к ситуации снисходительно.
Положение изменилось после того, как в ходе недавнего визита в Баку новый президент Грузии Саломе Зурабишвили высказалась за активизацию работы комиссии по делимитации границы. Она имела в виду, что комплекс "Давид Гареджа" должен полностью отойти к Грузии. Вернувшись в Тбилиси, президент Зурабишвили демонстративно посетила монастырь и высказалась в том же духе, что и в Баку.
Заявления главы грузинского государства встревожили азербайджанское руководство, и проход к части монастырского комплекса был временно закрыт. После межгосударственных консультаций, казалось, что стороны пытаются восстановить доверие, но несколько иерархов ГПЦ призвали паству "полностью окружить "Давид Гареджа" для его защиты".
Но "полностью окружить" без перехода на территорию другого государства, где находится часть уникального комплекса, невозможно. Конфликтогенность ситуации стала понятна всем, в том числе главе ГПЦ.
Вечером в понедельник Илия II выступил со специальным заявлением. Поздравив азербайджанский народ с Днем независимости и отметив важность дружественных отношений между двумя странами, патриарх выразил мнение, что провоцирование проблем во взаимоотношениях между Грузией и Азербайджаном выгодно некоей "третьей силе". Глава церкви призвал "особенно духовных лиц и паству" проявить больше благоразумия и гражданской ответственности.
Таким образом, Илия II по сути отмежевался от действия иерархов ГПЦ, призывавших паству к радикальным действиям. Тем самым духовный лидер нации предупредил и грузинские власти об ответственности за неспособность "разрулить ситуацию" без серьезных эксцессов на границе. Если учесть, что на протяжении последних нескольких лет ряд высших иерархов ГПЦ, в том числе члены Священного синода, открыто выступали против патриарха (чего раньше никогда не было), то версия о внутреннем расколе в Грузинской церкви, усилении радикалов и провоцировании ими многовекторного конфликта уже не кажется безосновательной.
Важно только, чтобы эти внутренние интриги и явные провокации не привели к разрушению столь важных многолетних взаимовыгодных дружеских отношений между двумя соседними государствами.