Как развернется борьба за власть в Великобритании после отставки Мэй
Читать на сайте Вестник КавказаНедавняя отставка Терезы Мэй с поста лидера Консервативной партии и премьер-министра страны дала старт погоне за этой высокопоставленной должностью. Как отмечает австралийский некоммерческий портал The Сonversation в материале Theresa May resigns: how the leadership race could play out from here, Мэй была вынуждена уйти после того, как правительство саботировало ее планы по предложению уступок Лейбористской партии по таможенному союзу, а также по проведению второго референдума в рамках ее законопроекта по Brexit. Неожиданностью для всех оказалось не то, что премьер-министр ушла в отставку, а то, что на это потребовалось так много времени.
Отправить премьера в отставку – непростая задача для любого кабинета, поскольку потенциальные преемники находятся среди министров, и никто не хочет уменьшить свои шансы, выступив в качестве саботажника. Тем не менее в данном случае негативные последствия от ничегонеделанья были куда больше. Никто из потенциальных лидеров правительства не хотел, чтобы его имя ассоциировали со вторым референдумом, так как это сильно уменьшило бы шансы занять пост после Мэй. Они наконец-то нашли в себе смелость, когда дело начало касаться их собственных интересов.
Мэй останется на посту лидера Консервативной партии до 7 июня, а на посту премьер-министра, пока ей не будет найдена замена – скорее всего, до середины июля. Но она уже лишилась власти и не сможет принимать каких-либо решений до этого времени. С этого момента она только исполняющая обязанности премьер-министра.
Как выбирают преемника
В Консервативной партии применяется двухступенчатая схема выбора лидера, в котором принимают участие и члены парламента, и индивидуальные члены партии. На первом этапе члены Консервативной партии, входящие в парламент, принимают участие в нескольких голосованиях, отдавая предпочтение кому-то из выдвинувшихся кандидатов. Каждый член парламента может выбрать только за одного кандидата в каждом голосовании. Тот, кто получит наименьшее количество голосов, выбывает. Также в любой момент кандидат может снять свою кандидатуру с выборов.
Парламентские голосования проводятся до тех пор, пока не останется только два кандидата. Дальше эти двое участвуют в заочном голосовании членов Консервативной партии (около 125 тысяч человек). Парламентские голосования обычно проходят быстро, за пару недель, но голосование среди всех членов партии может занять несколько недель, в зависимости от графика, составленного партией.
Такая система создает возможности и стимулы для выработки определенной стратегии как кандидатами и их союзниками, так и их соперниками. Среди членов парламента, входящих в Консервативную партию, есть множество мнений по вопросу Brexit – например, противники Brexit, сторонники мягкого варианта Brexit, а также ярые сторонники выхода Британии из Евросоюза. Но ни одна из групп не составляет большинство. С другой стороны, большинство индивидуальных членов партии поддерживают жесткий вариант Brexit. Таким образом, предположительно выборы должен выиграть верный сторонник выхода из ЕС, если ему или ей удастся пройти парламентскую часть голосования.
Это главная проблема для кандидатов, поддерживающих Brexit: их товарищи по партии могут не пустить их в финальную часть голосования. Таким образом, противники Brexit и сторонники мягкого варианта выхода могут объединиться и голосовать за одного кандидата. Но некоторые могут тактически голосовать за другого кандидата, чтобы быть уверенными, что ярый сторонник Brexit не попадет в пару финалистов.
Шанс для Бориса Джонсона?
Сейчас фаворитом гонки считается Борис Джонсон, так как у него хорошие отношения с рядовыми членами партии. Если ему удастся дойти до всеобщего голосования, шансы на его победу очень велики, так как сам он поддерживает Brexit и даже покинул кабинет в 2018 году после того, как Мэй предложила свой "план Чекерс".
Но позволят ли ему парламентарии Тори дойти так далеко? Джонсону не доверяют многие его коллеги. Некоторые даже заявили, что покинут партию, если он станет премьер-министров, впрочем, такие заявления всегда легко делать, и не всегда они в итоге выполняются. По крайней мере, они могут не позволить Джонсону подняться выше третьего места, разделив свои голоса между двумя другими кандидатами.
Дилемма Джонсона объясняет одну из очень странных историй, которая всплыла в СМИ в последние недели. Ходят слухи, что Джонсон и бывший противница Brexit Эмбер Радд заключили союз. Это позволит Джонсону получить большую поддержку среди парламентариев Тори и справиться с любой кампанией против него в парламенте. Со своей стороны, Радд, скорее всего, рассчитывает, что в дальнейшем будет иметь влияние на политику Brexit в правительстве Джонсона, не допустив до поста премьер-министра другого сторонника выхода из ЕС, например, Доминика Рааба или Андреу Ледсом.
С другой стороны, для противников Brexit может быть опасно недопущение сторонников жесткого варианта выхода до всеобщего голосования, так как может разозлить рядовых членов партии. Принимая во внимание, что это могло бы быть рискованным и в прошлом, сделать так сейчас, когда избиратели Тори все больше отдают предпочтение "Брекзитовской партии" Найджела Фараджа, означало бы поставить само существование Консервативной партии под угрозу. Некоторые даже предлагают допустить до всепартийного голосования больше двух кандидатов, чтобы обеспечить широкие возможности выбора.
Другие кандидаты
У членов партии, выступающих против Brexit или поддерживающих мягкий вариант выхода, есть из кого выбрать, включая министра иностранных дел Джереми Ханта и министра внутренних дел Саджида Джавида. Среди других претендентов – Лиз Трасс и Мэтт Хэнкок, оба противники Brexit, хотя Трасс в последнее время перешла на сторону сторонников мягкого выхода.
Интересно, что за годы выборов лидера Консервативной партии кандидат, который считался фаворитом с самого начала, практически никогда не выигрывал. Маргарет Тэтчер (1975), Джон Мейджор (1990), Уильям Хейг (1997), Иан Дункан Смит (2001) и Дэвид Кэмерон (2005) все были аутсайдерами. Даже Мэй не была фаворитом в 2016 году – им был Джонсон, чья кампания громко провалилась после того, как его бывший соратник Майкл Гоув отказал ему в поддержке.
Фавориты часто наживают себе врагов, что становится неприемлемым для их руководства, и партия старается найти более компромиссную кандидатуру. В других случаях партия хочет порвать с прошлым. Если Джонсон провалится и в этот раз, он сможет дать дорогу Раабу (разрыв с прошлым) или Ханту (компромисс). Гроув тоже может попытаться выступить в качестве компромиссного кандидата, но после того, как он всеми силами поддерживал законопроект Мэй по отказу от Brexit, он потерял доверия сторонников выхода из ЕС.
На компромиссного кандидата должны согласиться те, кто поддерживает Brexit, иначе внутрипартийная война не закончится. Любому кандидату, кто поддерживал законопроект Мэй по отказу от Brexit со всеми его уступками Евросоюзу, выиграть выборы будет практически невозможно. С другой стороны, противница выхода из ЕС Тереза Мэй выиграла в 2016 году с обещанием, что "Brexit значит Brexit". Теперь ей пришлось уйти в отставку, потому что слишком много парламентариев Тори поняли, что она вовсе не это имела в виду. Выиграть пост лидера – это одно, а выполнение предвыборных обещаний в ситуации, когда на тебя давит парламент, а Евросоюз отказывается вести переговоры – совсем другое.