Возобновятся ли поставки туркменского газа в Иран

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сегодня министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф посетил Ашхабад. В ходе переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым обсуждались вопросы возобновления контрактов на импорт туркменского газа в Иран, урегулирования задолженности за ранее поставленный газ и снижение цен на него. Однако, как стало известно "Вестнику Кавказа", договориться по этим пунктам Бердымухамедову и Зарифу не удалось.

"Ирану угрожает беспрецедентное давление в форме усиления международных санкций", - заявил на днях президент ИРИ Хасан Рухани. Он пояснил, что из-за санкций в отношении банковской сферы Тегеран несет больше потерь на финансовых операциях. Эти проблемы также касаются нефтехимической, сельскохозяйственной и сталелитейной промышленности. По его словам, "сейчас Иран находится в сложной ситуации, но не стоит падать духом".

На этом фоне в Туркменистан прибыла делегация иранских политиков и чиновников во главе с министром иностранных дел Исламской республики Мохаммад Джавадом Зарифом для проведения переговоров в политической, торговой, транспортной, энергетической и таможенной сферах. Однако главными на переговорах в Ашхабаде были вопросы возобновления поставок туркменского газа и реструктуризация долга. Напомним, что Иран задолжал Туркменистану около 2 млрд долларов за поставленный в 2007-2008 годах газ. Из-за холодов Иран был вынужден увеличить объем импорта туркменского газа. Ашхабад, воспользовавшись ситуацией, повысил расценки с действовавших 40 дол. за 1 тыс. кубометров до 360 дол. Тегеран предлагал пересчитать полученные дополнительные объемы газа по прежней цене, но Ашхабад отказался, и в январе 2017 года в нарушение 25-летнего соглашения в одностороннем порядке прекратил поставки газа в Иран. Не сумев договориться, стороны обратились с исками в отношении друг друга в Международный суд.

Стороны не могут прийти к компромиссу. "Ашхабад настаивает на выплате долга за поставки газа. Тегеран же настаивает на том, что никакой задолженности не существует, а если и существует, то долг мизерный, и если пересчет подтвердит его наличие, то иранская сторона расплатится по бартерной схеме – товарами народного потребления. Туркменистану, оказавшемуся в глубоком экономическом кризисе, нужны деньги. Ашхабад предлагает Тегерану выплатить 350 тысяч долларов наличными и закрыть этот вопрос", – сказал "Вестнику Кавказа" доктор политических наук, заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко. Настойчивость Тегерана, с которой он пытается возобновить поставки газа, эксперт объяснил тем, что северные провинции Ирана по-прежнему нуждаются в газообеспечении. А сообщения о построенном трубопроводе Дамган-Нека, рассчитанном на прокачку 40 млн кубов газа в сутки, для северных провинций Ирана, он назвал вымыслом.

Нервирует Тегеран и проект строительства Транскаспийского трубопровода, по которому туркменский газ будет поставляются в Европу. Подписанная Конвенция о правовом статусе Каспийского моря дает возможность для строительства этой трубы и его подсоединения к "Южному газовому коридору". Правовых преград почти нет. Вопрос прокладки трубопроводов должны решать между собой страны, в чьих зонах он будет проходить, – Азербайджан и Туркменистан. Но, как сказал "Вестнику Кавказа" научный сотрудник Института Востоковедения Станислав Притчин, Иран может стать на пути туркменского газа. "Те процедуры, которые прописаны в конвенции и в протоколе о воздействии на окружающую среду, с одной стороны, согласовательные, с другой – запретительные. Вопрос, может ли Иран заблокировать транзит туркменского газа, остается открытым. Это долгая история. Туркменистану выгоднее договариваться с Ираном как с точки зрения диверсификации своих поставок, так и с точки зрения выстраивания прагматичных отношений с соседними странами. У Ашхабада не так много соседей, на которых можно опереться. Иран – один из них", – сказал Притчин.