Вторая половина года определит отношения Турции и ЕС
Читать на сайте Вестник КавказаВ оставшиеся месяцы 2019 года станут ясны приоритеты отношений между Турцией и ЕС. В интересах обеих сторон возобновить поиск реалистичных путей к конструктивному сотрудничеству, считает Марк Пьерини из независимого исследовательского центра Carnegie Europe, расположенного в Брюсселе.
Ahval News в материале Remainder of 2019 to determine course of Turkey-EU relations пишет, что в Европе сложился консенсус, что Турция, вступление которой в блок из 28 членов формально началось в 2005 году, не соответствует критериям, обязательным для кандидатов на вхождение в ЕС. Тем не менее Евросоюз до сих пор уклоняется от официального приостановления переговоров.
В ходе необязывающего голосования, прошедшего 13 марта, Европейский парламент призвал приостановить переговоры с Турцией, сославшись на нарушения прав человека и верховенства закона. Несмотря на растущие расхождения между Турцией и ее традиционными западными союзниками, Пьерини пишет, что ни одна из сторон не может допустить сильного ухудшения отношений. По его мнению, в особенности это касается экономического аспекта сотрудничества, в котором "торговля, прямые иностранные инвестиции и передача технологий играют важную роль для обеих сторон". Экономика, внутренняя, внешняя и оборонная политика Анкары усложняют налаживание отношений между Европой и Турцией.
В статье отмечается, что экономический спад в стране подорвал позиции правящей партии на локальных выборах. Автор заявляет, что результаты выборов должны укрепить позиции оппозиции, которая в настоящее время контролирует города, на которые приходится 65% ВВП Турции.
В то же время в дискурсе по поводу оборонной политики страны по-прежнему доминирует тема С-400. На Западе заявляют, что оборонная политика Турции все больше расходится с обязательствами страны перед НАТО. Если Анкара не откажется от покупки систем С-400 результатом станет очередная эскалация в отношениях между Турцией и США, что нанесет серьезный удар по Североатлантическому альянсу, пишет Пьерини.
В статье отмечается, что Таможенный союз позволил провести масштабную трансформацию перерабатывающей промышленности Турции. При этом Европейский союз остается незаменимым партнером Анкары в вопросах торговли, прямых иностранных инвестиций и передачи технологий. Соглашение о Таможенном союзе между Турцией и ЕС вступило в силу в январе 1996 года, и с тех пор объем двусторонней торговли между двумя сторонами увеличился с $37 млрд до $150 млрд.
Обе стороны зависят друг друга, пишет Пьерини, отмечая, что отказ Турции исправить ситуацию с верховенством закона ради модернизации Таможенного союза может вынудить политические круги блока отказаться от идеи более активно рассмотрения заявки страны на вступление в ЕС. По мнению аналитика, модернизация Таможенного союза между Евросоюзом и Анкарой должна стать приоритетной задачей. Этот шаг не только напрямую повлияет на экономическую ситуацию в стране, но и косвенно повлияет на политическую обстановку внутри Турции.
Другим важным фактором, который следует учитывать, стала политическая обстановка в странах Евросоюза. На данный момент отмечается рост евроскептических и туркоскептических сил, что создает серьезную проблему для быстрого улучшения отношений между Европейским союзом и Турцией. Пьерини считает, что взаимные долгосрочные интересы Турции и ЕС должны иметь приоритет над краткосрочными политическими выгодами, которые могут получить обе стороны.