Иран предъявил ультиматум по Ормузскому проливу
Читать на сайте Вестник КавказаИран не собирается перекрывать Ормузский пролив, это возможно только в том случае, если его не вынудят к этому "враждебные силы", заявил начальник генерального штаба вооруженных сил Исламской Республики Мохаммад Багери.
"Наши корабли проходят через Ормузский пролив так же, как корабли других стран", - отметил он. Однако "если кто-то вздумает поставить безопасность в заливе под угрозу, мы непременно ответим", предупредил Багери. "Кроме того, если наша нефть не будет транспортироваться через пролив, то и нефть других стран не пройдет через него", - приводит его слова "Интерфакс".
Глава генштаба вооруженных сил ИРИ указал, что "иранские вооруженные силы ответственны за безопасность Ормузского пролива". Все суда и корабли должны отвечать на запросы КСИР, и "американские корабли до сих пор так и делали", заявил Багери. Это происходит, несмотря на решение США внести КСИР в список иностранных террористических группировок, обратил внимание он.
Напомним, ранее президент США Дональд Трамп объявил о решении не продлевать после 2 мая для некоторых стран исключения из нефтяных санкций против Ирана. На этом фоне в Тегеране сообщили, что в качестве ответной меры могут закрыть Ормузский пролив для транспортировки нефти.
Сегодня командующий военно-морскими силами ИРИ контр-адмирал Хоссейн Ханзади сообщил, что Иран и Россия в ближайшие месяцы намерены провести совместные учения в Персидском заливе. По данным иранских СМИ, они могут пройти и в районе Ормузского пролива.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин в первую очередь напомнил, что вопрос о перекрытии Ормузского пролива уже несколько лет поднимается иранской стороной, однако ожидать его в реальности не стоит.
"Думаю, это блеф. По разным данным, через пролив проходит от 20% до 30% танкерной нефти, на пролив завязаны практически все нефтедобывающие страны Персидского залива. Технически перекрыть его не так сложно, потому что там по дну проходит судоходный канал длиною всего несколько километров. И утопив несколько старых танкеров, можно сделать судоходное место в этом проливе несудоходным. Там даже без всяких военных деталей можно все реализовать, без минирования. Хотя иранцы могут и это сделать. Технически это относительно легко, а политически очень трудно", - поведал эксперт.
По его словам, если Иран это сделает, то настроит против себя и так не особо хорошо относящийся к нему арабский мир. "Я не думаю, что Соединенные Штаты, у которых в зоне Персидского залива размещены центральное командование и флот, будет спокойно смотреть на эти действия Тегерана. Соответственно, будет ответная военная реакция против Ирана. А это уже серьезная региональная война. Я, конечно, не думаю, что США и их союзники направят сухопутные войска для наступления на территорию Ирана, но по военно-морским и военно-воздушным базам, конечно, могут быть нанесены ракетные и авиационные удары. Это вполне вероятно. И это прекрасно понимают в Тегеране", - пояснил старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН.
Он также выразил сомнение в том, что все страны, в том числе и Иран, готовы к такой войне. Эксперт подчеркнул, что это очередной этап торговли, запугивания со стороны Ирана своих оппонентов, прежде всего, американцев и их союзников.
"В этом же плане можно рассматривать и заявление главы МИД Ирана Зарифа о том, что Иран готов выйти из ДНЯО, если будет продолжена американская стратегия по усилению антииранских санкций, в том числе в области нефти. Данное заявление об Ормузском проливе – это ария из той же оперы. Это для того, чтобы смягчить те действительно очень жесткие санкции, которые США объявили Ирану. 2 мая заканчивается льготный срок для 8 стран, которые закупают нефть в Иране, и американцы стремятся к нулевому экспорту иранской нефти. Насколько это возможно, трудно сказать сейчас. Но урон в любом случае, даже если до нуля дело не дойдет, будет нанесен очень сильный. Этого боится Тегеран, и делает все возможное как в дипломатическом, так в пропагандистском плане, чтобы каким-то образом снизить жесткость этих американских инициатив", - заключил Владимир Сажин.
С ним согласилась заведующая сектором Ирана Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нина Мамедова. "Иранские власти заявляли о готовности перекрыть Ормузский пролив и в период санкций прежних лет, каждый месяц об этом говорили, но пролив так и не был перекрыт. Нынешнее правительство тем более вряд ли на это пойдет. Да, сейчас во главе корпуса поставлен Хоссейн Салами, который более деятелен в противостояния американцам и Израилю, нежели его предшественник Мохаммад Али Джафари, и тем не менее, Иран на такой шаг не пойдет, в первую очередь, потому что ключевая задача Тегерана – это сохранить СВПД как международный договор. Если они закроет пролив для судоходства, СВПД рухнет", - обратила внимание она.
"Пусть соглашение уже не так много значит с экономической точки зрения, но с политической точки зрения все-таки Иран находится в более выгодном положении, чем США, так как продолжает исполнять международный договор, пока американцы на него покушаются. Да, ситуация очень сложная в Иране, нельзя исключать, что далее придет к власти тот слой элиты, который связан с КСИРом, и тогда возможно многое – но при текущем правительстве закрытие пролива маловероятно. Такие заявления делаются для СМИ и для населения, которое жаждет реванша, так как люди не понимают, за что они получают все эти санкции и ограничения. Кто общается с иранцами, знает, что они на самом деле не понимают, почему к ним такое отношение, и очень настроены на то, чтобы сохранить пусть зыбкие, но отношения с Европой и мировым сообществом", - заключила Нина Мамедова.