Стратегия Турции в Абхазии

Читать на сайте Вестник Кавказа

В последнее время Турция активно поддерживает инфраструктурное развитие южнокавказского региона. Железнодорожный маршрут Баку – Тбилиси – Карс, введенный в октябре 2017 года, уже обеспечил перевозку более 180 000 тонн грузов. Одновременно Анкара прикладывает усилия для развития морского транспортного сообщения со странами ЕС, Россией, а также государствами каспийского региона.

Ежегодно Турция перевозит по морю более 200 млн тонн грузов, и в этой связи проявляет интерес к Абхазии, имеющей береговую линию 220 км и три порта: Сухум, Очамчиру и Пицунду. В советские годы территория Абхазской АССР была восточными воротами в Южный Кавказ, через нее пролегала важнейшая региональная железнодорожная магистраль Советского Союза. В Абхазии Анкару привлекает взаимосвязь Северного и Южного Кавказа, общая граница с Краснодарским краем, а также республиками Северного Кавказа, Ставропольем, обладающими мощной аграрно-промышленной базой, развитой сетью железнодорожных магистралей, которые выходят на важнейшее для Турции казахстанское направление. Фактор неурегулированного грузино-абхазского конфликта, безусловно, оказывает "тормозящее действие", но поддерживая добрососедские отношения с обеими сторонами конфликта, Анкара рассчитывает на достижение торгово-экономического соглашения, которое позволит, в том числе, стимулировать абхазскую экономику.

По замыслу Турции, работа в формате 3+2 (Грузия, Азербайджан и Армения + Россия и Турция) может создать основу для преодоления конфликтов и экономического развития государств Южного Кавказа. Анкара с пониманием относится к геополитическим интересам Москвы в южнокавказском регионе, но использует все возможности для укрепления своих позиций. Современная Турция - крупнейший региональный экспортер товаров и услуг, и несмотря на сложные отношения с Арменией и конфликты на Южном Кавказе, Анкара рассчитывает на принятие экономической формулы, которая позволит не только качественно повлиять на темпы роста товарооборота, но и охватить Северный Кавказ, что позволит преодолеть дефицит транспортного сообщения между Россией и Турцией.

Создание энерготранспортной и коммуникационной сети, которая может связать Центральную Азию и Турцию, во многом зависит от участия Грузии. Причем сотрудничество Анкары и Тбилиси может заключаться не только в транзите, но и в том, что Грузия может стать транспортным узлом в международных распределительных сетях. Хотя Абхазия для Турции - близкий партнер и выгодная перспектива в будущем, все же Грузия остается одним из гарантов международного сотрудничества в регионе.

Связь между Абхазией и Турцией нельзя недооценивать. Немалую роль в проведении стратегии играет полумиллионная абхазская диаспора в Турции. Эта община наиболее организованная, отделения абхазских культурных обществ есть во многих крупных городах Турции, причем этнические абхазы - лояльные турецкие граждане. Свою деятельность они связывают, прежде всего, с культурным просвещением – поддержанием родного языка, традиций, культуры, фольклора, организацией концертов, фестивалей и выставок, конференций и круглых столов, публикацией научных работ, а также осуществлением культурных контактов с Абхазией. Вместе с представителями абхазской диаспоры в Сухум приезжают владельцы крупных банков, гостиниц, компаний в области теле-радио и транспортных коммуникаций, коммерческих, строительных и фармацевтических предприятий.

Абхазия готова и дальше развивать отношения с Турцией, но воздерживается обсуждать конфликт с Грузией, территориальную целостность которой признает Анкара. Хотя официальная позиция турецкого правительства не устраивает Сухум, учитывая важность Турции как стратегического партнера, Абхазия стремится к установлению с Турцией экономических контактов.