В отношениях Турции и США застряла "черная кошка"

Читать на сайте Вестник Кавказа

Турция начнет переговоры с России по вопросам приобретения истребителей пятого поколения Су-57. Издание Defence News сенсационное сообщение публикует с оговоркой: это может произойти, если США все-таки исполнят задуманное и откажут Турции в поставках истребителей F-35 (также пятого поколения) из-за покупки Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400.

"Российские истребители будут нашим лучшим выбором, если американские союзники поведут себя не как союзники и исключат Турцию из программы Joint Strike Fighter, подразумевающей и продажу ей F-35", - приводит Defence News слова анонимного представителя министерства обороны Турции.

Но, похоже, Анкара не намерена отыгрывать ситуацию – президент Реджеп Тайип Эрдоган решил быть последовательным в противостоянии с американским коллегой Дональдом Трампом, за что уже удостоился комплиментов от политиков различного уровня, недовольных традиционной американской активностью везде и во всем. В частности, стойкость Эрдогана очень высоко оценил президент Белоруссии Александр Лукашенко в интервью турецкому Анатолийскому Агентству, назвав решение приобрести комплексы С-400, наперекор давлению Белого дома, образцом отстаивания национальных интересов крепости политического духа.

То, что ситуация с покупкой российских зенитно-ракетных комплексов не будут переиграна, подтверждает и турецкое издание Yeni Akit. В его публикации сообщается, что Москва завершила все правовые процедуры, связанные не только с С-400, но даже со сбытом и продажей за рубеж истребителей пятого поколения Су-57, а Анкара в свою очередь якобы уже склонилась к тому, чтобы купить именно российские самолеты.

История с очередным обострением отношений Анкары и Вашингтона началась еще в 2017 году, когда собственно и было достигнуто соглашение с Москвой о поставках С-400. Штаты были шокированы решением государства-члена НАТО купить российские системы противовоздушной обороны. С некоторым сомнением к сделке относились и в некоторых российских кругах, считая, что за покупкой ракет Турцией на самом деле стоит желание лидеров Североатлантического альянса скрупулезно изучить достоинства и недостатки С-400. С понятными целями. Однако время показало, что это не разыгрываемая НАТО комбинация, а реальная цель самой Турции. К такому же выводу пришли, в конце концов, и политики в Вашингтоне, все еще надеявшиеся на то, что Анкара пытается играть в свою игру, добиваясь преференций США. Прозвучало предупреждение о том, что Турция может не получить истребители F-35. Тогда Анкара ответила совсем уж дерзко: типа и не надо, купим российские Су-57. И в НАТО стали поговаривать об измене, а в США и вовсе задались вопросом: не идет ли дело к развалу самого Североатлантического альянса, раз уж страна со второй численности армией стала так своевольничать в вопросах покупки современной техники, а европейские страны никак не хотят внять американским требованиям об увеличении членских платежей и т.п.

Комментируя происходящее, некоторые эксперты предполагают, что Турция сама… заинтересована в срыве соглашения с США по покупке истребителей F-35. Причины могут быть разные – от банальной дороговизны, до некой политической цены этого проекта при приемлемых ценах на сами самолеты. Более того, США, столкнувшись с непокладистостью Турции, задумываются над целесообразностью производства деталей и запчастей для этих истребителей в этой стране. Согласно открытым данным, сегодня на берегах Босфора производятся шасси и некоторые электронные узлы F-35. Под вопросом оказалось и запланированное строительство склада для них. Наиболее алармистски настроенные американские политики вовсе не исключают свертывания производства этих истребителей в нынешнем их варианте, считая, что Анкара может насолить тем, что даст Москве доступ к секретам и нюансам взаимодействия этих истребителей с системами противовоздушной обороны государств Североатлантического альянса.

В то же время в анализе причин американо-турецких противоречий в мировой прессе высказывается мнение о том, что российско-турецкая военная сделка стала лишь их отражением, но не причиной. Причину же стоит искать в войне в Сирии. США поддержали курдские "Отряды народной самообороны" - вооруженное крыло Рабочей партии Курдистана (РПК) в Сирии. А РПК Турция считает террористической организацией, и соответственно находит, что американо-курдский союз подрывает отношения между двумя союзниками – Анкарой и Вашингтоном. Анкара крайне болезненно относится к такого рода союзам, считая, что они угрожают ее национальной безопасности в плане возникновения полунезависимого, а то и вовсе суверенного курдского образования в Сирии, да еще и в сирийско-турецком приграничье. В таком случае, неминуемым видится усиление сепаратизма турецких курдов. С учетом всего этого позиция Турции в сфере военных закупок может оказаться жестким требованием к США прекратить любые действия партнерского характера с курдскими организациями. То есть к России Турцию подтолкнула ситуация в Сирии.

Есть и другие обстоятельства охлаждения отношений между Анкарой и Вашингтоном и ее сближения с Москвой. Это и попытка неудавшегося военного переворота в 2016 году, и фактически диаметральные роли, которые сыграли в той истории США и Россия. Плюс категорическое нежелание Вашингтона выдать Анкаре оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого в Турции считают вдохновителем этого неудавшегося переворота.

Отношения между Анкарой и Москвой тоже не назвать беспроблемными. После того как в 2015 году турецкие силы сбили российский Су-24, а катапультировавшегося пилота расстреляли, и вовсе пошли разговоры о неизбежном военном столкновении. Кризис, правда, сошел. Во многом благодаря позиции России в дни упоминавшегося неудачно переворота – Эрдоган приезжал в Москву, чтобы лично поблагодарить российское руководство. Тем не менее между Турцией и Россией остаются серьезные противоречия в той же Сирии и даже на Черном море по линии военно-морских сил.

История не знает вечных союзов или, наоборот, вечной вражды. Сегодня выбор Турцией между Москвой и Вашингтоном напоминает ситуативный выбор в пользу первой. Но вот как долго именно по этому вектору будет "работать" политико-экономическая конъюнктура не возьмется предсказать никто.