Американо-турецкие разногласия на фоне саммита НАТО
Читать на сайте Вестник КавказаВ Вашингтоне 3-4 апреля состоялась встреча в верхах НАТО, на которой в контексте обсуждения России выплеснулись наружу серьезные разногласия между США, с одной стороны, Германией и Турцией, с другой.
Факты
3 апреля вице-президент США Майк Пенс акцентировал внимание Турции и Германии на их отношениях с Россией, заявив, что Анкара поступает "безрассудно", и предупредив Берлин, что он рискует стать "пленником" Москвы.
Пенс сказал, что США выступают против покупки Турцией российской системы ПВО и выставил ультиматум: "Турция должна выбрать. Хочет ли она оставаться важнейшим партнером в самом успешном военном союзе в истории или она хочет рисковать безопасностью этого партнерства, принимая такие безрассудные решения, которые подрывают наш союз". Вашингтон заявил, что прекращает в Турцию поставки, связанные с программой F-35, в ответ на покупку Анкарой российского ракетного комплекса.
3 апреля госсекретарь США Майк Помпео встретился с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу в Вашингтоне и в жесткой форме предупредил "о потенциально разрушительных последствиях односторонних турецких военных действий" против поддерживаемых США курдских сил в Сирии. Выделив широкий круг вопросов, влияющих на американо-турецкие отношения, Помпео также потребовал "скорейшего разрешения дел, связанных с несправедливо задержанными" гражданами США и местным персоналом, которые работали в дипломатических представительствах США в Турции.
Чавушоглу заявил, что для Вашингтона "неприемлемо" настаивать на том, чтобы Турция не покупала оборонную систему у другой страны, если он сам не будет продавать ее Турции. Турецкий министр сказал, что "покупка С-400 – это законченная сделка, и мы не отступим от этого".[1] "Мы не выбираем между Россией и любыми другими союзниками. Мы не рассматриваем наши отношения с Россией как альтернативу нашим отношениям с другими. Более того, никто, ни Запад, ни Россия, не должны и не могут просить нас выбирать", - добавил он.[2]
Вице-президент Турции Фуат Октай в ответ на замечания Пенса заявил, что "Соединенные Штаты должны сделать выбор: хотят ли они остаться союзником Турции или рискнуть дружбой, объединив силы с террористами, чтобы подорвать оборону своего союзника по НАТО против его врагов".[3]
Заявления Вашингтона стали реакцией на углубляющееся турецко-российское сотрудничество.
Несмотря на неоднократное выражение озабоченности Турции по поводу своей национальной безопасности в связи с присутствием в Сирии связанных с Рабочей партией Курдистана Отрядов народно самообороны (YPG), США не проявляли никаких признаков последовательной позиции и пытались оправдать свое тесное партнерство с террористической группой во имя борьбы с ИГИЛ (запрещена в РФ).[4]
Но на этом список проблем не заканчивается. На пресс-брифинге 2 апреля заместителю пресс-секретаря госдепартамента США Роберту Палладино был задан вопрос о том, что правящая партия Турции оспаривает итоги выборов, состоявшиеся 31 марта, которые она проиграла в Стамбуле и Анкаре. Журналист поинтересовался, не может ли оспаривание результатов выборов подорвать их честность. Палладино ответил, что свободные и справедливые выборы необходимы для любой демократии, а это означает признание законным результатов выборов, и США не ожидают ничего меньшего от Турции.[5]
Реакция Партия справедливости и развития не заставила себя ждать. Она осудила попытки США повлиять на результаты местных выборов в Турции. Пресс-секретарь партии Омер Челик 4 апреля ссылаясь на комментарии, сделанные представителем госдепартамента США, заявил, что ему непонятно такое заявление, которое может быть истолковано как вмешательство в избирательный процесс и результаты выборов в Турции: "Никакое заявление иностранного правительства или органа не будет служить источником легитимности результатов выборов". Челик добавил, что только Верховный избирательный совет Турции может придать легитимность голосованию.[6]
Аналитики утверждают, что турецкая лира может стать жертвой американо-турецкого противостояния, как это было в прошлом году из-за санкций США за задержание в Турции американского пастора Брансона. Озабоченность по поводу турецкой экономики заставила Центральный банк Турции предпринять беспрецедентные меры для поддержки валюты в начале апреля, чтобы остановить сильное падение лиры. Снижение валютного курса было спровоцировано тем, что местные турки конвертируют сбережения в иностранную валюту, а международные инвесторы покидают рынок на фоне экономических проблем. [7]
Анализ и выводы
Список разногласий между США и Турцией разрастается. Это озабоченность политикой США в иракском Курдистане, ультиматум США относительно С-400, ввод санкций в этой связи, вмешательство в выборы Турции, поддержка YPG, отказ экстрадировать Гюлена, требование освободить граждан США, обвиненных в участии в попытке госпереворота 2016 года, финансовые санкции. Публичные ультиматумы старших должностных лиц США и столь же публичное их неприятие Турцией говорят о том, что стороны привержены своим позициям и, похоже, будут на них стоять. Очевидно, что США уже не делают ставку на Турцию. Изменение нынешней власти и расчленение страны, наряду с разделением соседних стран выглядят как более вероятные цели США. Это приведет лишь к дальнейшему углублению противоречий и напряженности.
Турция оказалась в положении 1945 года, когда из-за территориальных притязаний СССР она вынуждена была искать защиты у США, затем примкнула к западному блоку. Сейчас ситуация повторяется с точностью до наоборот. Поддержка США сирийских курдских военизированных отрядов, связанных с РПК, и ультиматум относительно российской системы ПВО, призванной защитить Турцию, рассматриваются в Анкаре как угроза безопасности и вызывают озабоченность. Причем эта угроза создана и поддерживается американцами. Здесь интересы Турции и России совпадают. Сотрудничество по Сирии и "Турецкому потоку", не говоря о других проектах, значительно сблизили Москву и Анкару. Перед Россией открылись возможности, но могут появиться другие. Опасность сепаратизма, взаимоотношения с Грецией и Арменией считаются ключевыми неурегулированными проблемами национальной безопасности Турции. Возможный диалог по этим вопросам, углубление военно-технического взаимодействия, рассмотрение мер по противостоянию валютной неустойчивости могли бы быть новыми сферами партнерства между Турцией и Россией. Это могло бы послужить дальнейшему сближению двух стран, как это было сто лет назад, когда молодые страны боролись с коллективным западом. Это сотрудничество обеспечило бы национальную безопасность, могло бы изменить баланс сил на Ближнем Востоке и Юго-Востоке Европы.
[1] US Vice President Warns Turkey, Germany Over Deals with Russia, April 04, 2019 // Radio Free Europe. Radio Liberty. Russia.
[2] Johns D. US-Turkish tensions Rise Amid Warnings of Rupture, April 04, 2019 // Global Security. Weapons of Mass Destruction.
[3] US Vice President Warns Turkey…
[4] US fails to address Turkey’s security concerns in plans for Syria, 05.04.2019 // Daily Sabah. Politics. Diplomacy.
[5] Department Press Briefing, April 2, 2019 // US Department of State. Press. Department Press Briefing.
[6] AK party condemns foreign interference in Turkey’s election, 05.04.2019 // Daily Sabah. Politics. Elections.
[7] Johns D. US-Turkish tensions Rise Amid Warnings of Rupture, April 04, 2019 // Global Security. Weapons of Mass Destruction.