Новый транспортный коридор повышает геостратегическое значение Южного Кавказа
Читать на сайте Вестник КавказаНа этой неделе главы МИД Румынии, Азербайджана, Грузии и Туркменистана провели совещание на уровне министров в Бухаресте. Для них это была первая подобная встреча. Jamestown Thompson Foundation в материале New Caspian–Black Sea Transit Corridor Boosts Geostrategic Importance of South Caucasus пишет, что во время совещания министры иностранных дел выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили взаимное уважение суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности международно признанных границ (Mfa.gov.az от 3 марта). Кроме того, в Бухаресте был поднят ряд других важных проблем, включая вопрос о создании мультимодального коридора для перевозки грузов между бассейнами Черного и Каспийского морей, проект, официально названый Международный транспортный коридор Каспийское море-Черное море.
Новый маршрут соединит Транскаспийский коридор и "Ляпис-лазурь", уже находящиеся в стадии разработки (EDM от 27 ноября 2017 года; 30 ноября 2017 года), которые соединяют Афганистан с Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией. По сообщениям, Румыния и Туркменистан были основными инициаторами нового проекта, поскольку заинтересованы в создании трансграничного прохода для морских, речных, автомобильных и железнодорожных грузовых перевозок между Центральной и Северной Европой, Южным Кавказом и Центральной Азией (Ports Europe от 6 марта 2019 года). В октябре 2018 года рабочие группы из Туркменистана и Румынии провели официальную встречу в Ашхабаде, чтобы утвердить основной маршрут для транспортного коридора. Также весьма любопытен тот факт, что в переговорах также участвовали представители Европейского союза, что подчеркивает стратегическую важность данного проекта для Запада (Trend от 24 июля 2018 года).
Товары по маршруту МТК Каспийское море - Черное море будут транспортироваться паромом из туркменского порта Туркменбаши в Азербайджан; оттуда они будут доставляться по железной дороге в Батуми или Поти (Грузия), а затем по Черному морю - в Румынию (порт Констанца). На данный момент неясно, какие еще страны могут быть заинтересованы в этом новом транзитном маршруте для торговли, но Индия и Китай кажутся наиболее вероятными партнерами. Важно отметить, что принятое в прошлом месяце четырехстороннее решение по МТК Каспийское море - Черное море содержит четыре технических приложения, касающихся морского судоходства, автомобильного транспорта, железнодорожного транспорта, а также таможенных процедур, что указывает на серьезное намерение стран-участниц в продвижении данного проекта (Ports Europe от 6 марта).
Совпадение национальных интересов объединило четырех участников проекта, поддержавших Каспийско-Черноморский коридор. Например, Туркменистан рассматривает этот и другие трансрегиональные транзитные коридоры как возможность выйти на новые рынки. Экспорт СПГ в Европу через порт Констанца даст Туркменистану важные преимущества, особенно в том, что касается диверсификации конечных потребителей и экспортных маршрутов (EDM от 25 февраля). При этом транспортировка СПГ паромным и железнодорожным транспортом через два моря значительно увеличит его стоимость для европейских потребителей (Ports Europe от 6 марта).
В свою очередь, Румыния стремится превратить свой черноморский порт Констанца в ключевой центр для доставки товаров из Азии в ЕС, а также для европейского экспорта в более широкий Черноморский и Каспийский бассейн. Некоторые эксперты утверждают, что новый маршрут может быть использован для перевозки грузов НАТО. Маршрут свяжет Румынию-члена НАТО, с Афганистаном, где силы Североатлантического альянса продолжают активную деятельность. Таким образом, потенциальная стратегическая важность МТК Каспийское море - Черное море для Румынии и других транзитных стран, включая Грузию, чьи войска также размещены в Афганистане, становится совершенно очевидной (”Вестник Кавказа” от 28 октября 2018 года).
Власти Азербайджана также выразили энтузиазм по поводу подписания в прошлом месяце четырехстороннего соглашения о новом транзитном маршруте. Примечательно, что благодаря развитию этого коридора Румыния станет для Баку новыми воротами на рынок ЕС. ”В итоге Каспийско-Черноморский международный транспортный маршрут […] может способствовать дальнейшему развитию сотрудничества между нашими странами и другими заинтересованными сторонами в области транспорта, транзита и логистики”, - заявил министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров (Trend от 4 марта). Азербайджан заинтересован в реализации трансграничных проектов для повышения транзитного потенциала региона путем развития различных транспортных коридоров Восток-Запад, Север-Юг и Юг-Запад (EDM от 18 апреля 2016 года). Таким образом, страна становится важным транзитным узлом не только для глобальных держав, таких как Китай и страны Запада, но и для других региональных игроков, например, для Узбекистана, который стремится получить доступ к Черному морю и за его пределы, включая Турцию, Ближний Восток, Северную Африку и Европу, через Южный Кавказ (EDM от 16 октября 2017 года).
Международный транспортный маршрут Каспийское море - Черное море обещает обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ к импортным и экспортным рынкам для всех стран-участниц, в частности для Туркменистана. В этом отношении Азербайджан и Грузия позиционируют себя как надежные и важные партнеры для доставки товаров из Азии в Европу через свою территорию. Таким образом, можно ожидать, что важность региона Южного Кавказа будет продолжать расти, что позволит осуществлять больше подобных трансрегиональных проектов в будущем.