Украинских королей напугали шутом
Читать на сайте Вестник КавказаЦИК Украины назвал дату второго тура выборов президента – 21 апреля. Действующий президент Петр Порошенко принял вызов победителя первого тура выборов Владимира Зеленского – дебаты состоятся вопреки законодательству Украины на 70-тысячном стадионе "Олимпийский", а не в телестудии Общественного телевидения с правом трансляции по всем украинским телеканалам. Если еще раз обратиться к закону, то он предписывает проводить теледебаты в последнюю пятницу перед днем голосования с 19.00 до 22.00. При соблюдении правил, "Олимпийский" ждет аншлаг вечером 19 апреля.
Первый тур никакими неожиданностями не обернулся – согласно многочисленным опросам и прогнозам, в том числе и "Вестника Кавказа", на первом месте - шоумен Владимир Зеленский, набравший почти 30% голосов, за ним – Петр Порошенко, уступивший почти 10%.
Если все-таки обратиться к неожиданностям, то главная, наверное, пассивность лидера "Батькивщины" Юлии Тимошенко. Придя к промежуточному финишу, коим стал первый тур выборов, третьей, уступив действующему президенту несколько процентов, Юлия Владимировна довольно вяло призвала сторонников выйти на защиту голосов. С чем выйти и как защищать – осталось непонятно. Похоже, призывами она больше пыталась сохранить лицо, чем реально надеялась на то, что удастся пересмотреть итоги первого тура и выйти во второй. С другой стороны, хитроумная Тимошенко вполне могла использовать нынешние президентские выборы, как удобную возможность напомнить о себе всему миру как о действующем политике, одном из ведущих политиков Украины. Но не более.
Она прекрасно понимает, какой груз проблем мог ей достаться в виде Крыма, Донбасса и в хлам развалившейся экономики. Становиться президентом в таких условиях? Да еще с туманными перспективами их разрешения? Плюс – очень далекие от решения вопросы интеграции с европейскими и евроатлантическим структурами, усугубленные неоднозначным отношением к ним своего родного населения. И в уме – назревающие и "спадающие" острые проблемы в западных районах страны, в приграничье.
На таком ворохе сложнейших задач рейтинг можно только понизить. Да что рейтинг?! Шею свернуть и забыть, наконец, о большой политике и удалиться на политический покой, тешась и балуя аудиторию различными комментариями критической направленности. Таким образом, Юлия Тимошенко могла решить держаться на плаву, быть в первых рядах, продемонстрировать политическую живучесть, но при этом ждать лучших времен. Третий результат при минимальном отставании от второго места и огромным отрывом от четвертого – прекрасный итог для выбранной тактики. Если, конечно, Тимошенко выбрала именно этот сценарий.
Предрекая выход во второй тур Зеленского и Порошенко, нельзя было не задаться вопросом, как, собственно, действующий президент намерен справиться с оппонентом, который заметно превосходит его в популярности? Ответ у большинства аналитиков находился сразу: теледебаты, которые обнажили бы катастрофические недостатки Зеленского, – косноязычие, слабую реакцию, более чем поверхностные представления о политике и экономике. В доказательство они напоминали, что шоумен в ходе избирательной кампании избегал прямых телеэфиров, а одна из немногих встреч с представителями бизнес-кругов закончилась для него фиаско. Поэтому предполагалось, что команда Порошенко оперативно протащит через Верховную раду закон об обязательности теледебатов, и там-то политическое восхождение Зеленского завершится. Однако лидер первого круга переиграл всех, и сам вдруг вызвал действующего президента на дебаты. Еще и на крупнейшей арене.
Что могло измениться за этот небольшой промежуток времени? Зеленский прошел ускоренные курсы политической философии, экономики, чудом овладел политическим опытом, достиг высот в риторике? Трудно такое представить. Более вероятно, что шоумен и его команда решили не упускать инициативу и создать у электората иллюзию того, что именно они контролируют ситуацию и диктуют правила игры. Такого рода уверенность в электоральных процессах эффективна и обычно приносит определенное количество дополнительных голосов. Еще некоторое их количество принесет то, что Порошенко будет не столь эффективен в телебатах в непривычных для него стадионных условиях, чем был бы куда в более комфортной телестудии. Тогда как Зеленский на стадионах чувствует себя как рыба в воде – его "Квартал 95" на раз собирает аншлаги на украинских стадионах. Пусть и меньшей вместительности, чем "Олимпийски" в Киеве – 30– или 35-тысячники на популярных юмористов, как правило, заполняются успешно.
Расчет Зеленского, конечно, на поддержку лояльной публики. На 70-тысячнике ее не профильтровать при самом большом желании. Одобрительный гул, пара критических выкриков группы "фанатов", освистывание соперника – такие "мелочи" могут переломить ход любого состязания, выведя одного участника из равновесия, а в другого – наоборот, вселяя уверенность. Не верите? Спросите у спортсменов о роли стадионной атмосферы. Согласившись на дебаты на "Олимпийском" Петр Порошенко, хоть и показал, что не робкого десятка, но, может быть, ошибся. Возможно, на призыв оппонента ему стоило ответить в духе того, что выборы президента – это не какое-то шоу, не футбольный матч и не цирк, а потому дебаты, да, пожалуйста, - но в более подходящей обстановке. Впрочем, слово не воробей, его не поймать, а сделанного не воротить. Соперники встретятся на стадионе.
Я не хочу вдаваться в конспирологические сценарии – слива Зеленского якобы патронирующим его олигархом Игорем Коломойским в обмен на какие-то преференции, или в показательную демонстрацию крутизны Порошенко, который как в спортивных договорных встречах возьмет и эффектно уложит оппонента на обе лопатки, с его же, так сказать, согласия-непротивления и т.д. При нелюбви к предсказаниям, все-таки рискну предположить, что Порошенко победит. Не благодаря административному ресурсу, который, нет сомнений, будет задействован точно так, как используется везде и всюду, когда в выборах участвует представитель власти. Дело в самих украинцах. В народе. И в профессии Зеленского.
Выведя его на первое место в первом туре, украинское общество продемонстрировало свое отношение к участникам кампании – политикам, почти все из которых в том или ином качестве состояли или продолжат пребывать во власти. Итоги первого тура стали по сути уничижительной критикой власти, о которой тот же Зеленский в одном из скетчей сказал: "Мы в Украине 27 лет словно в темноте живем". Но доверит ли народ реальное управление государством "слуге народа"?
Штука не в том, что украинское государство может возглавить артист. Прецеденты были. В могущественных США президентом два срока отработал Рональд Рейган. Эффективно отработал. Пусть его в Союзе и называла пропаганда презрительно "голливудским актеришкой". Что совсем не так. Да, не мегазвезда, но никак и не актеришка, уровень мастерства которого можно оценить хотя бы по находящемуся в сети в свободном доступе вестерну "Закон и порядок" – если чего и не хватило Рейгану, так, возможно, личного обаяния, как у Джона Уэйна, Джеймса Стюарта или Берта Ланкастера. Актерское прошлое Рейгана 40 лет назад стало его козырем в политической гонке – на экране он воплощал борца за справедливость, радетеля законности, сильного парня. У Зеленского другое амплуа, и это в конечном счете может сыграть против. Лицедей-комедиант – президент крупнейшей европейской страны с неиспользованным потенциалом. Как такое? Кажется, не очень.
Рядовой украинец, посмеявшись над "профессиональными политиками" в первом туре, предпочтя королям шута, в решающий день голосования может подойти к вопросу с повышенной ответственностью: мы вас, паны политики, в первом туре предупредили в последний раз, а сейчас даем последний шанс: продолжите паясничать и гробить страну, так на следующих выборах мы уж хотя настоящего паяца во главу поставим, мы это сможем сделать – вы в первом туре уже убедились.