НАТО: новые вызовы для Москвы

Читать на сайте Вестник Кавказа

Сегодня исполняется 70 лет со дня образования Североатлантического альянса. Сейчас в НАТО входит 29 государств, однако между союзниками немало противоречий, а центр тяжести альянса в последние годы смещается от Германии и Франции в Польшу и Восточную Европу. Участники круглого стола "70 лет НАТО: итоги и планы", прошедшего в формате видеомоста Москва – Вашингтон – Таллин, пытались ответить на вопросы в чем сила и слабость НАТО сегодня, каких дальнейших действий ожидать от альянса, какую роль будут играть Польша и Восточная Европа на новом этапе, что должна делать Россия, чтобы ответить на новые вызовы НАТО.

Так, директор Института русско-польского сотрудничества Дмитрий Буневич заявил, что после 1991 года восточные европейцы сознательно приняли предложенную Вашингтоном концепцию евроатлантизма, в которой европейская интеграция и интеграция в НАТО считаются двумя параллельными и дополняющими друг друга процессами, якобы существует некий единый Запад, во главе которого стоят Соединенные Штаты. "Концепция евроатлантизма совершенно искусственная, потому что она подразумевает существование некоего единого трансатлантического Запада, во главе которого стоят США. После провала переговоров по созданию свободной зоны торговли между США и Евросоюзом, когда ЕС удалось отстоять неприемлемость для него этих соглашений, которые окончательно закрепили бы доминирование США, трансатлантический раскол усилился. Первые его признаки мы увидели в 2003 году, когда началась авантюра в Ираке, против которой выступили Франция и Германия, а страны Восточной Европы проявили себя большими атлантистами, чем США. Их военные подразделения участвовали в операции против Ирака, на территории некоторых стран Восточной Европы находились секретные тюрьмы ЦРУ, где применялись так называемые недопустимые методы дознания - пытки людей, что было бы невозможно на территории той же Франции", - напомнил Дмитрий Буневич.

По его мнению 2003 год стал первой стадией трансатлантического раскола, который в последние годы углубляется: "Чем активнее франко-германское ядро ЕС говорит о том, что Европе необходимо обретать собственный голос, что европейская интеграция должна идти не вширь, а вглубь, что Европа должна проводить скоординированную, ответственную и самостоятельную политику в области безопасности, в области международных отношений; чем больше в Европе, в частности в Германии и во Франции, раздаются голоса о необходимости нормализации диалога с Россией, строительства "Северного потока-2", тем активнее США начинают играть на восточноевропейском поле, тем активнее они используют ту часть восточноевропейских элит, которая в связи с некоторыми историческими событиями имеет серьезную русофобскую составляющую в своем понимании международных отношений, своего места в истории, Европе. Чем больше Западная Европа прикладывает усилий для консолидации Евросоюза, чем громче звучат голоса о необходимости поиска компромисса для нормализации отношений с Россией, тем активнее американцы действуют в Восточной Европе - регионе, который готов подыгрывать Вашингтону. Так, в Варшаве недавно прошел антииранский саммит. Нигде в другом месте он не мог бы пройти. Под финальным заявлением стояли подписи только США и Польши. Прибалтика готова предоставлять территории для размещения вооружений. Строительство базы в Польше, я думаю, начнется. В этих условиях интересы западноевропейцев и России в значительной степени совпадают", - заявил Буневич.

С ним не согласен председатель Совета ПИР-Центра, вице-президент Российского совета по международным делам генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский, который уверен, что никакого раскола в НАТО нет, поскольку ведущие позиции в альянсе занимают США.

С этой военной точки зрения генерала не волнуют ни три батальона НАТО в Прибалтике, ни силы быстрого развертывания: "Три батальона - не такая большая сила для защиты Балтии, а применение сил быстрого развертывания требует политического решения на Совете НАТО. Бывший верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе, генерал Филип Бридлав пытался получить право задействовать силы быстрого развертывания, но получил только право приводить в повышенную степени боевой готовности части быстрого развертывания в местах постоянной дислокации. То есть свисток вынул, свистнул, все взяли ружье в руки и… сидят ждут".

Реальную же опасность для России, по мнению Бужинского, представляют действия США, которые создают инфраструктуру для приема сил усиления: "Американцы недавно впервые с окончания холодной войны перебросили полторы тысячи человек, батальон, на территорию Польши. До 1989 года США проводили учения Reforger, перебрасывали бронетанковую дивизию с задействованием самолетов военно-транспортной авиации, частично гражданской авиации, суда военно-морского флота, гражданские суда. Сейчас они опять идут к тому, чтобы возобновить учения Reforger по переброске сил усиления. Этого нужно опасаться. Это напоминает подготовку к проведению силовых действий. Если почитать все доктринальные документы, особенно нынешней администрации, становится ясно, что они готовы воевать с Россией. Правда, только где-нибудь в Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-восточной Азии, но не на территории США. Этим и обусловлены заявления нашего руководства, что отвечать мы будем не по тем местам, откуда пускаются ракеты в наш адрес, а по местам принятия решения. Совершенно ясно, что имеется в виду".