Ливан потянуло к Москве

Читать на сайте Вестник Кавказа

Вчера в Кремле прошли переговоры Владимира Путина с президентом Ливана Мишелем Ауном, которого российский президент приветствовал и как главу государства, и как представителя христианской общины, заметив при этом, что Москва поддерживает отношения как с руководством Ливана, так и с представителями различных политических сил и конфессий.

Напомним, что 31 января в Ливане было объявлено о завершении формирования правительства национального единства во главе с премьер-министром Саадом Харири. В новый кабинет, помимо председателя, вошло 30 министров, представляющих все этноконфессиональные общины страны и практически все видные политические силы. Пост министра иностранных дел сохранил за собой Джебран Бассиль.

Комментируя официальный визит Ауна в Россию, заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов заметил, что Россия оказалась вовлеченной в сирийский конфликт, а Ливан и Сирию стоит рассматривать как сообщающиеся сосуды: "Российское присутствие в Сирии не может не отразиться на Ливане. Государства, которые были созданы после Второй мировой войны, являются в значительной степени искусственными образованиями. В рамках концепта "Великая Сирия" (Биляд аш-Шам) осколками этой "Великой Сирии" являются САР, Ливан, Иордания, Израиль. Фактически это было единое географическое, геополитическое пространство, однако оно оказалось разделено после Первой мировой войны в результате соглашения Сайкса-Пико, и затем в результате политики различных внерегиональных держав. Сегодня много внешних акторов влияет на ситуацию в Ливане: и Саудовская Аравия, и США, и Иран, и Франция".

Александр Кузнецов акцентировал внимание на том, что Ливан - страна многоконфессиональная: "Каждая из 18 религиозных общин, чтобы выжить и преуспеть, ищет себе внешнего покровителя. В течение последних 25-30 лет Иран выступает покровителем шиитской общины, Саудовская Аравия - суннитской, Франция традиционно всегда оказывала определенное влияние на ливанских христиан, в особенности на маронитов. После того как Россия "твердой ногой" встала в Сирии, российский фактор стал серьезно рассматриваться в Ливане".

Эксперт отметил, что Мишель Аун впервые побывал с визитом в РФ, однако динамика контактов очень активна: "Премьер-министр Саад Харири во время своего второго премьерского срока, с 2016 года каждый год посещает РФ с официальным визитом. В последний раз он был здесь в сентябре прошлого года. Министр иностранных дел Джебран Бассиль регулярно посещает Россию и проводит телефонные разговоры с нашим министром иностранных дел Сергеем Лавровым. В 2016 году РФ посещал тогдашний министр внутренних дел Нухад аль-Машнук - политик очень близкий к Харири и влиятельный в суннитской общине Ливана. Он вел переговоры о перспективах совместной борьбы против терроризма, возможных поставках оружия, спецтехники, но не ливанской армии, а полиции, МВД, различным подразделениям. На конференции по безопасности в апреле 2018 года присутствовал министр обороны Ливана Якуб Сараф. Также в РФ регулярно приезжают лидеры различных движений, партий, группировок… Можно сказать, в последние годы Москва стала местом паломничества для ливанских политиков".