Партизан со знанием вермахта
Читать на сайте Вестник КавказаВ конце прошлого года праздновалось столетие со дня рождения партизана и разведчика, прославившегося дерзкими диверсиями против немецких оккупантов во время Второй мировой войны Мехти Гусейнзаде. (См. К 100-летнему юбилею Мехти Гусейнзаде). Сегодня "Вестник Кавказа" знакомит читателей со статьей ведущего научного сотрудника Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии Владимира Ивановича Рыбаченкова, который работал советником по контролю над вооружением в посольстве РФ в США, был советником Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ. Статья была опубликована в Военно-промышленном курьере. Ее автор – сын Ивана Рыбаченкова, действовавшего с июня 1944 года в качестве представителя советской военной миссии при штабе 9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии, который плотно сотрудничал с Гусейнзаде как участник группы советской военной миссии.
Мехти родился в селе Новханы Бакинской губернии в семье будущего начальника Бакинской городской милиции Ганифа Гусейн-заде, активного участника борьбы с бандитизмом на территории Азербайджана после установления советской власти. В 1936-м окончил Бакинское художественное училище, учился в Ленинградском институте иностранных языков, затем, возвратившись в Баку, продолжил образование в Азербайджанском педагогическом.
В августе 1941-го Мехти Ганифа оглы добровольно вступает в ряды Красной армии, по окончании военно-пехотного училища ему присваивают звание лейтенанта и отправляют на фронт в самое пекло – под Сталинград. Там командует минометным взводом и, несмотря на 22-летний возраст, становится настоящим авторитетом среди товарищей. Спустя год Мехти получил тяжелое ранение и попал в плен.
После лечения в Миргороде Полтавской области зачислен в Азербайджанский легион и отправлен в Германию. По окончании курсов немецкого языка служил в отделе пропаганды и контрразведки 162-й Туркестанской дивизии вермахта. В сентябре 1943-го соединение перебросили в Италию на подавление партизанского движения. Находясь в Триесте, Мехти установил связи с югославскими партизанами, действовавшими в Словенском Приморье, и вместе с двумя другими азербайджанцами совершил побег. Вскоре они уже воевали в составе 9-го корпуса Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ), причем Мехти был зачислен в разведчики "Русской бригады", состоявшей из бежавших из немецкого плена советских военнослужащих.
Знание немецкого языка и порядков в фашистской армии, приобретенное в легионе, давало Мехти и его группе возможность проникать в места скопления немцев и совершать акты возмездия. Первую такую операцию провели в Триесте. В кинотеатре, где собралась вся местная элита вермахта, Мехти установил бомбу замедленного действия. В результате мощного взрыва погибли свыше 80 фашистских офицеров, еще 260 получили ранения. Спустя несколько дней группа Мехти взорвала солдатский дом вермахта. Погибли и были тяжело ранены более 450 немецких военнослужащих. За голову Мехти немецкое командование назначило вознаграждение – 100 тысяч рейхсмарок. Тем не менее в июне 1944-го было взорвано офицерское казино. Погибли 150, ранены 350 гитлеровцев.
Только в первой половине 1944 года потери немцев в личном составе от деятельности группы Мехти Гусейн-заде составили более тысячи человек. Многие диверсии он проводил в немецкой форме – на Украине аналогичную тактику использовал легендарный Николай Кузнецов.
Но не обошлось без предателя. В ноябре 1944 года, узнав, что Мехти поручено провести операцию по вывозу обмундирования с гитлеровских складов, фашисты напали на партизан, стали преследовать их и окружили в селе Витовлье.
Мехти дорого отдавал свою жизнь, убив 25 фашистов. Но силы были неравны, и он выстрелил себе в сердце, не желая сдаваться в плен.
В 1957-м легендарный разведчик Мехти Гусейн-заде посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Он также награжден югославскими орденами и итальянской медалью "За воинскую доблесть". В 1973 году ему установлен памятник в центре Баку.
Стоит заметить, что если героический боевой путь Мехти хорошо известен, то его деятельность по сбору военно-стратегической информации о ситуации на Балканах долгое время оставалась в тени. Эта работа велась по поручению представителя ГРУ Наркомата обороны СССР Ивана Рыбаченкова, десантировавшегося в июне 1944 года вместе с радистом в расположение 9-го корпуса НОАЮ в горах Словении. В подтверждение значимости такой информации отец приводил в качестве примера полученные Мехти и переданные в Москву по радиоканалу достоверные данные о перемещении немецких войск из Словении в Венгрию в преддверии тяжелых мартовских танковых сражений 1945 года в районе озера Балатон. Эти сведения получили высокую оценку Центра.