Евгения Сватухина на Вести.FM рассказала о сложностях в реализации направлений этнографического и этнического туризма в РФ
Читать на сайте Вестник КавказаТема взаимодействия компонентов системы "туризм и национальные отношения" предполагает, в том числе, и рассмотрение таких туристических направлений как этнографический и этнический туризм.
Об этом заявила сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Евгения Сватухина, рассказывая об основных проблемах в реализации направление этнографического и этнического туризма.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений, в первую очередь, в России.
"Этнографический туризм – это разновидность музейного и культурно-познавательного туризма. Этнический же туризм связан со знакомством туристов с бытом и традициями того или иного этноса, с проникновением в "живую ткань культуры", - сказала она.
В качестве одной из важнейших проблем в области развития этнографического туризма эксперт отметила проблему "неудачного брендирования". "Ее истоки связаны с одной стороны с однообразием рекламы того или иного туристического объекта – как например: "Город N – жемчужина Золотого кольца (Подмосковья, Сибири, Дальнего Востока)". В то же время попытки решения этой проблемы не всегда удачны и зачастую приводят к курьезным ситуациям", – обратила внимание сотрудник "Вестника Кавказа".
"В качестве примера здесь можно привести проект "Сказочная карта России". Схема действия проста – "местные легенды" фиксируются на "сказочной карте", затем создается, либо наращивается изначально существующая туристическая инфраструктура. И за счет этого предполагается рост интереса туристов к тому или иному объекту и как следствие – рост региональной экономики" (Цит. по: Петрова Н.С. Кикимора Вятская и Кощей Тверской или Фейковая карта России. Фольклор XXI века: Герои нашего времени.
М., 2013).
"Так, прописку обрело множество сказочных героев – Кощей Бессмертный поселился в деревне Старица Тверской области, Алеша Попович – в Ростове, Колобок – в Ульяновске, а Змей Горыныч в селе Гадово под Тверью", - поведала она.
Кроме того, несмотря на внешнюю яркость, такой подход вызывает вопросы и у многих маркетологов. Потому что "обретение Колобком родины, вряд ли привлечет в город толпы туристов, особенно иностранных". "Тем не менее, если более продуманно подходить к реализации такого туристического направлении, то оно может спасти малые города от вымирания. И в качестве позитивного примера можно привести город Мышкин", - привела пример она.
В случае с этнографическим туризмом коммерциализация местной культуры представляет большую опасность. "Особенно данная тема актуальна в свете возрождения интереса к традиционной русской культуре. Это в первую очередь касается Русского Севера, где еще сохранились живые русские деревни. Здесь зачастую продукция местных производителей не может конкурировать с продукцией других регионов, а дома местных жителей – с частными гостевыми домами. "Живая культура" подменяется фольклорными шоу, "местные" сувениры завозятся из Китая", - отметила Евгения Сватухина.
"Таким образом, построение ориентирующихся на развлекательную составляющую туристических программ с этноуклоном порождает комплекс проблем, так как зачастую приводит к искажению традиций, местных обычаев, которые трансформируются в угоду ожиданиям туристов. Следствием становится эрозия культуры – явление, которое получило название "реконструированный этнос", - обратила внимание эксперт.
"Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что развитие рекреации: этнического и сельского туризма зачастую – единственно возможный способ сохранения уникальных традиционных ландшафтов и традиционных культур и для гармоничного и, скажем так, взаимовыгодного существования "туризма" и "национальных оснований" необходимо проведение разумной политики госфинансирования, привлечение местного бизнеса, а также развитие местной инициативы", - заключила сотрудник "Вестника Кавказа"