Есть ли у Армении альтернатива Верхнему Ларсу
Читать на сайте Вестник КавказаКонфликты на Южном Кавказе привели к закрытию ряда торговых путей, в результате чего затраты на перевозку грузов возросли, что ударило по экономикам не только южнокавказских республик, но и России. Четверть века назад главный маршрут, служивший основой грузоперевозок между Арменией и Россией, проходил по территории Азербайджана. На него были ориентированы перспективы развития существовавшей в советское время инфраструктуры.
По данным Справочника ЦРУ по странам, ближе к концу советского периода примерно 85% грузов в межреспубликанской торговле Армянская ССР получала через Азербайджанскую ССР и лишь 15% - через Грузинскую ССР. Сегодня, несмотря на все издержки, более 80% грузоперевозок в Армению осуществляется из России по маршруту, пролегающему по старой Военно-Грузинской дороге, остальное – через Иран. Перегрузка маршрута нередко приводит к срыву поставок армянских экспортеров, не укладывающихся из-за частых заторов на Верхнем Ларсе в договорные сроки, вызывая недовольство заказчиков, которые при прочих равных условиях предпочитают работать с поставщиками из других стран. Огромный спектр продукции, к примеру, неметаллические руды, стало нерентабельно экспортировать из Армении именно из-за транспортной составляющей. В условиях периодических перебоев в работе КПП "Верхний Ларс" для Армении остро стоит вопрос поиска надежного альтернативного пути перевозки своих товаров.
Армянские эксперты рассматривают несколько альтернативных вариантов: морской путь через Поти; два автомобильных маршрута (коридор через Южную Осетию и Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан); а также железнодорожный путь, пролегающий по территории Абхазию по маршруту Зугдиди - Сочи. Железная дорога, связывавшая Россию с Арменией и проходившая по территории Абхазии, а также автодорога через Цхинвали, закрыты уже 25 лет, и в ближайшей перспективе их открытия не ожидается. Армения граничит с четырьмя странами, и самые протяженные границы - с Азербайджаном и Турцией – закрыты. Поэтому одним из наиболее реальных и безопасных путей в Россию для Армении может стать реанимация маршрута по территории Азербайджана.
Экспорт из Армении в значительной степени сырьевой. Среднегодовые темпы роста экспорта в 1992-2017 годах составили 1,2%, а импорта – 1,6%. Блокада существенно снизила промышленный потенциал Армении, приведя к изменению структуры внешней торговли. По самым скромным оценкам, только из-за дороговизны перевозок руд цветных металлов через Батуми, в обход маршрутов через Турцию или Азербайджан, Армения ежегодно недополучала до 20 млн долларов. Перевозка прочих сырьевых ресурсов, включая продукцию сельского хозяйства, сегодня для армянских экспортеров обходится в среднем на 25-30% дороже из-за блокады.
Логистика транспортных перевозок - одно из самых уязвимых звеньев армянской системы организации доставки. Природа труднопроходимой горной местности, а также географическое положение Армении усугубляет ее полублокадное состояние. Долгое время в Ереване предпочитали не комментировать транспортную ситуацию и лишь к началу 2010-х пришло понимание, что закрытая граница – это надолго. Особенно это стало очевидным после введения в старой транспортного коридора Баку - Тбилиси - Карс, хотя армянские чиновники предпочитали приводить обоснования экономической нецелесообразности этого проекта или надеялись, что для нового руководства Грузии, пришедшего на смену Михаила Саакашвили, проект Баку – Тбилиси – Карс не станет приоритетным.
Между тем, маршрут для большегрузного транспорта по направлению к российской границе по территории Азербайджана функционирует и сегодня. Направление Агстафа – Баку – Дербент, некогда соединявшее дорогу Дилижан – Иджеван – Агстафа, более длинное, поэтому поездка по маршруту Армения – Азербайджан – Россия займет на несколько часов больше, нежели действующий маршрут, но предотвратит возникновение форс-мажорных ситуаций, связанных с природными условиями или же многокилометровыми заторами. Широкая многополосная дорога, минуя сложные горные перевалы, пролегает по внутренним районам Азербайджана, далее вдоль побережья Каспийского моря до Махачкалы.
Проблема транзитных магистралей останется до тех пор, пока Ереван будет отказываться от компромиссов в карабахском урегулировании. Пока именно непреклонная позиция армянского руководства в этом вопросе препятствует расширению сухопутного сообщения.