В России хотят повысить уровень религиозной культуры школьников
Читать на сайте Вестник КавказаВ последние годы ксенофобия и агрессия становятся информационными поводами всех мировых СМИ. "На днях в Новой Зеландии, казалось бы мирной стране, произошел случай, который связан именно с агрессией в отношении одной из религиозных организаций. Несомненно, что если бы уровень образования, религиозной культуры [был выше], если бы между различными представителями различны религиозных организаций происходили диалоги, если бы объясняли бы людям, в чем отличия, в чем совпадения, почему религия всегда должна нести мир и согласие в общество, то таких случаев не было ни в Новой Зеландии, ни в других точках мира", - заявил главный советник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления внутренней политики администрации президента РФ Андрей Третьяков, говоря о важности реализации в России учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ).
"У нашей страны накоплен уникальный опыт, который поможет найти адекватные ответы на современные вызовы. Его нужно грамотно включить в учебный план в школах, в высшей школе, чтобы дети, молодежь понимали, что правильный подход к решению сложных вопросов на протяжении столетий уже давался. К этому опыту надо обратиться и понять, что решение вопросов с помощью агрессии, с помощью противостояния – не лучший способом. Это приведет к еще большей гармонизации межрелигиозных отношений в нашей стране, к взаимодействию между государством, обществом и религиозными организациями".
Одним из направлений духовно-нравственного образования в России считаются "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) в начальной школе и его логическое продолжение "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР). Эти предметы призваны обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Декан очного отделения Московского исламского института Гульфия Хабибуллина говорит, что процесс преподавания религиозных культур и этики в средней школе изначально реализуется совместно с государством и традиционными религиями: "Все решения принимаются с согласия всех участников, и предполагается, что предметная область ОДНКНР станет логическим продолжением учебного модуля ОРКСЭ. Необходимо сохранить такую модульность, и при этом каждой семье дать право выбора, создать в школе равные возможности изучения своей культуры. Но это, к сожалению, еще не всегда происходит.
Одна из основных задач духовно-нравственного образования обозначается как формирование ценностно-смысловой сферы личности обучающихся на основе традиционной культуры семьи и общества. То есть формируются смыслы, формируется личность. Именно поэтому невозможно полностью механизировать этот процесс. В исламе есть понятие "адаб" (этикет), благодаря которому формируется нравственное взаимодействие с другими людьми, начиная с семьи, с соседа… Это невозможно механизировать, но ценностно-смысловую сферу нужно формировать".
По словам Хабибуллиной, в каждом из шести модулей ОРКСЭ/ОДНКНР сохранится терминологическая неопределенность: "Это существенная проблема. Поиск нужного и внятного языка - самое важное в этом процессе. Для взаимопонимания нужны другие категории. В многонациональной стране необходимо сохранять возможность изучать свою родную культуру на родном языке, укрепить значимость родного языка. И должна быть преемственность. В 1990-е годы, когда появилась возможно изучать религию, во многих школах в регионах - в Башкортостане, Татарстане, на Кавказе - вводились уроки нравственности. Они действовали в течение многих лет. Были разработаны учебно-методические материалы, учебники. Те курсы были факультативные, но изучались с большой любовью. Это вошло ОРКСЭ, но нет понимания того, что это узаконенное продолжение действия тех курсов. Преемственность нужно сохранить и развивать".