Нигяр Ахундова: "Вагиф Мустафазаде соединил мугам и американский джаз"
Читать на сайте Вестник Кавказа16 марта гению азербайджанского джаза Вагифу Мустафазаде исполнилось бы 79 лет. В преддверии этой даты в клубе Игоря Бутмана собрались друзья и коллеги Вагифа, поклонники его музыки и просто любители джаза. Атташе по культуре посольства Азербайджана в России Нигяр Ахундова рассказала "Вестнику Кавказа" о Вагифе Мустафазаде и о концерте.
- Как возникла идея организации джазового концерта?
- Мы уже второй раз проводим концерт, посвященный Вагифу Мустафазаде. Года три назад мы пришли к мысли, что неплохо было бы отметить его День рождения в Москве, пригласили азербайджанских музыкантов, бакинских джазменов, и вместе с музыкантами Москвы устроили замечательный концерт. Была идея проводить его ежегодно, сделать традиционным, поскольку Вагиф Мустафазаде заслуживает того, чтобы его вспоминали не от случая к случаю, а часто.
Это большой праздник для любителей джаза. В организации концерта принимают участие посольство Азербайджана, министерство культуры Азербайджана, Дом-музей Вагифа Мустафазаде, который находится в Баку. И, конечно, мы бесконечно благодарны Игорю Михайловичу Бутману, потому что второй раз он гостеприимно раскрывает двери своего клуба.
- Вагифа Мустафазаде можно назвать интернациональным музыкантом?
- Можно говорить о том, что Бетховен немец, Дворжак чех, Шопен француз или поляк? Конечно, большой талант всегда интернационален. Что касается Вагифа, то он человек с мировой славой. Несмотря на то, что его жизнь прервалась 40 лет назад, еще в те времена, когда все мы жили в Советском Союзе, достаточно закрытой стране, он успел получить признание в мировом масштабе. Достаточно сказать, что Уиллис Коновер (а наше поколение выросло на его передачах по "Голосу Америки") после ухода из жизни Вагифа посвятил ему часовую ему программу. Коновер тогда называл Вагифа одним из самых техничных, но в то же время одним из самых лиричных музыкантов, пианистов, которых ему когда-либо доводилось слышать.
Вагиф был лауреатом нескольких международных конкурсов. Он получил первое место в Монако, но узнать об этом не успел: это первое место и присуждение ему белого рояля в качестве приза, к сожалению, запоздало - его уже не было в живых. Вот такая очень яркая и в то же время трагическая судьба.
Вагиф соединил в своем творчестве две традиции – мугам и американский джаз. В обеих традициях импровизационность – основной принцип развития. Причем Вагиф сделал это настолько органично, настолько ярко, что заложил основу нового жанра. Поэтому в историю мировой музыки, в историю мирового джаза Вагиф Мустафазаде вошел как основатель джаз-мугама.
- Чтобы слушать музыку Мустафазаде, нужно знать дополнительные контексты?
- Эта музыка абсолютно не требует никаких дополнительных знаний. Она с первых нот очаровывает, обволакивает, вовлекает в невероятный энергетический поток, и вы становитесь ее поклонником на всю жизнь.
- Вы считаете себя поклонницей?
- Я музыкант по профессии, очень люблю джаз, очень люблю Вагифа Мустафазаде. Мне довелось вживую слушать его и узнать его как человека. Это был необыкновенный человек, по-детски наивный, но в то же время мудрый. Это был музыкант потрясающей энергетики. Когда он заходил в зал и садился за рояль, все накалялось невероятной энергетикой буквально с первых нот, которые звучали в зале.
- Сегодня творчество Вагифа достаточно оценено?
- Это субъективный вопрос. Я считаю, что творчество Вагифа живет, и оно любимо. Мы не только его оценили, мы живем с ним, мы любим его. Музыка, которая звучит ежедневно, очень востребована не только в Азербайджане. Я говорила со многими российскими музыкантами, пианистами, и все признают, что испытали влияние Вагифа. Великолепный пианист, яркий, темпераментный. Невозможно было пройти мимо этого явления. Слава Богу, что музыка Вагифа, несмотря на его ранний уход, продолжает оставаться с нами.