Пашинян переносит карабахский конфликт на территорию Ирана
Читать на сайте Вестник КавказаВизит армянского премьер-министра в Исламскую Республику Иран, состоявшийся 27-28 февраля, оставил после себя неоднозначные впечатления. Если говорить о практических итогах визита, то в сухом остатке лишь два меморандума о взаимопонимании. Речь идет о двух документах: по содействию сотрудничеству между Министерством экономического развития и инвестиций Армении и Иранским институтом стандартов и промышленных исследований, а также между тем же министерством и Высшим советом по торговле, промышленности и специальным экономическим зонам Ирана.
Отметим, что меморандум о взаимопонимании представляет собой тип соглашения между двумя или более сторонами, не предполагающий юридических обязательств. Обычно он заключается в ситуациях, когда стороны по каким-либо причинам не в состоянии создать юридически действующее соглашение. В дипломатической практике меморандумы подносятся в качестве результата встречи при его реальном отсутствии.
Еще иранскими и армянскими чиновниками были озвучены общие фразы о возможности увеличения поставок иранского газа в Армению и даже возможности транзита иранского газа по территории Армении в Грузию. "Имеющиеся мощности позволяют увеличить вдвое объем поставок иранского газа и превратить Армению в транзитную страну", - заявил министр экономического развития и инвестиций Тигран Хачатрян. Разговоры о переходе Армении в той или иной степени на иранский газ регулярно ведутся в армянском экспертном сообществе. Они активизировались после 2007 года, когда был введен в эксплуатацию газопровод между Арменией и ИРИ. Но проблема в том, что выгодных цен Тегеран, если верить заявлениям армянских политиков и чиновников, Армении не предлагает (не исключено, чтобы избежать возникновения конкуренции с Россией, в которой Тегеран в настоящий момент менее всего заинтересован). Разговоры же о транзите иранского газа в Грузию вообще представляются далекими от реальности, хотя бы с учетом явной трансатлантической направленности Грузии и международной ситуации вокруг Ирана.
Очевидно, что отсутствие осязаемых результатов визита Никола Пашиняна в ИРИ не могло не обеспокоить главу армянского правительства, которого на родине все чаще начинают упрекать в отсутствии реальных успехов как во внутренней, так и внешней политике. Будучи политиком, вошедшим во властный кабинет с улицы, и мастером в вопросах популистских акций, Пашинян запустил в информационное пространство региона провокационное селфи с представителями армянской диаспоры в Иране, держащими транспарант с флагом сепаратистской "НКР" и надписью "Карабах – армянская земля".
Тем самым глава армянского правительства добился сразу нескольких целей. Во-первых, сыграл на национальных чувствах армянских граждан и послал им яркий месседж о том, что его позиция в карабахском вопросе остается жесткой, и он "не предаст" карабахских армян. Во-вторых, отвлек своих граждан от того факта, что кроме селфи по результатам визита ему предъявить нечего. В-третьих, в Азербайджане поднялась ожидаемая волна возмущения в связи с подобной выходкой в Иране, да еще и в дни, когда вся страна поминала жертв Ходжалинской трагедии. Посольство Ирана в Азербайджане поспешило откреститься от действий армянского премьера, осудив их как "своевольный шаг".
За всей шумихой вокруг скандального селфи не следует упускать из виду главное: акция стала сознательной попыткой армянского премьера перенести армяно-азербайджанский конфликт на территорию Ирана. Иного объяснения появления подобной фотографии в аккаунте премьер-министра Армении в ходе его официального визита в Иран нет. Более того, выходка Пашиняна уже спровоцировала акции протеста в местах проживания этнических азербайджанцев в Иране. Неужели официальный Ереван в угоду своим сиюминутным политическим инстинктам готов столь откровенно игнорировать интересы Ирана в столь чувствительной для него теме иранского Азербайджана, провоцируя своим поведением возникновение межэтнической напряженности на его территории? Имеем ли мы дело с ошибкой "неопытного" популиста Пашиняна, или же речь идет об отработке им антииранской повестки в более глобальном геополитическом контексте? С учетом общеизвестных тесных связей членов команды премьер-министра с соросовскими структурами и робкими, но регулярными и настойчивыми попытками Пашиняна найти точки соприкосновения и форматы взаимодействия с НАТО, исключать подобную вероятность нельзя.