Баку и Астана инвестируют в Каспий
Читать на сайте Вестник КавказаАзербайджан и Казахстан планируют создать рабочую группу, чтобы усилить региональные транспортные и логистические мощности на Каспии, а также диверсифицировать свои экономики в ненефтяном и негазовом секторе. Caspian News в статье Leveraging The Caspian Sea, Azerbaijan & Kazakhstan Are Eager To Build Up Transportation Sector пишет, что руководители Азербайджанского каспийского морского пароходства и "Казахстанских железных дорог" встретились в Баку в конце февраля, чтобы обсудить проблемы транспортных путей, проходящих через Каспийское море, а также работу Азербайджана по модернизации своего морского флота.
"Азербайджанское каспийское морское пароходство продолжит придерживаться своей стратегии в целях обеспечения повышения объемов грузовых перевозок на Каспийском море", - заявил глава Азербайджанского каспийского морского пароходства Рауф Велиев. Он объявил о намерении компании приобрести в этом году пять новых кораблей. Два из построят на Бакинском судостроительном заводе, остальные три – закупят у зарубежных компаний. За последние пять лет, компания приобрела 20 кораблей на замену старым суднам.
На встрече также обсуждались возможности Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). И в Баку, и в Астане уверены, что доставка грузов из Китая в Европу будет происходить еще быстрее, как только маршрут заработает на полную мощность. Этот маршрут проходит параллельно российской Транссибирской железнодорожной магистрали – из Китая через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и дальше в европейские страны. Благодаря ТМТМ время, затраченное на транспортировку грузов, должно сократиться с одного месяца до 14 дней. Кроме того, уменьшатся расходы на международные грузоперевозки.
Каспийские страны, в частности Азербайджан и Казахстан, рассматривают транспортный сектор и грузоперевозки как способ диверсифицировать свои экономики. Азербайджан имеет большой геостратегический потенциал, так как через него проходят крупные воздушные, морские, железнодорожные и автомобильные маршруты в Евразии, включая ТМТМ, коридоры "Север-Юг" и "Восток-Запад", а также железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс.
Новый порт Баку, открытый в прошлом году, стал крупнейшим и современнейшим морским портом в Каспийском море. Ожидается, что он будет играть ключевую роль в транспортном коридоре между Черным и Каспийским морями. Порт связан с уже существующими автомагистралями и железными дорогами Азербайджана, что поможет связать регионы, не имеющие выхода к морю, с региональными странами – Казахстаном, Россией и Туркменистаном, чтобы их товары могли попасть на европейские рынки по этому пути. Согласно данным Государственного комитета по статистике Азербайджана, в прошлом году объем товаров, перевозимых морским транспортом, составил 8,2 млн тонн.
Как и соседний Азербайджан, Казахстан намерен повысить грузоперевозки по морским путям, что увеличит объем грузоперевозок через Казахстан из Китая и позволит товарам попадать в Европу через Баку. Китай, восточный сосед Казахстана, рассматривает крупнейшую центрально-азиатскую страну в качестве выхода на западные рынки. Пекин уже включил Астану в свою инициативу "Один пояс, один путь", целью которой является возрождение легендарного "Шелкового пути" в современных условиях. Казахстан присоединился к этой грандиозной китайской инициативе в 2015 году после того, как страны договорились присоединить к проекту казахстанские железные дороги.
Чтобы увеличить мощности региональных грузоперевозок и возможности глобальной логистики в 2018 году Казахстан открыл паромный комплекс в своем каспийском порту Курык. За 10 месяцев 2018 года объем контейнерных перевозок через Казахстан составил 411 500 стандартных контейнеров (TEU). Это на 49% больше, чем в за тот же период предыдущего года. При этом в направлении Китай-Европа-Китай этот показатель составил 235 500 TEU (двадцатифутовый эквивалент), что на 54% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.