Шахсевены – тюркские кочевники Ирана

Читать на сайте Вестник Кавказа

Одной из особенностей многовековой истории Ирана после развала халифата и до начала прошлого столетия считается главенствующая роль тюркских оседло-кочевых племен в политико-экономической жизни государства. Одно из таких племен – шахсевены - тюркоговорящие кочевники, проживающие на северо-западе Ирана. Они находятся в движении около семи месяцев в год, передвигаясь с летних пастбищ в зимние лагеря и обратно. Шахсевены выдерживают длительные путешествия вне зависимости от погодных условий. Летом племена кочуют на зеленых пастбищах потухшего вулкана Савалан, а зимой — в Муганской степи. Сегодня нет точных данных о том, сколько кочевников в Иране, но эксперты насчитывают их около полутора миллионов.

Как и несколько веков назад, независимо от погодных условий, шахсевены кочуют вместе с крупным рогатым скотом и верблюдами, а пастухи следят за стадами из 1000 овец. Чем больше животных, тем богаче семья. Раз в год они платят налоги государству. Еще пару десятков лет назад шахсевены кочевали на верблюдах, надевали свои лучшие наряды, и выглядело это все невероятно красочно. Но со временем они стали перекочевывать на машинах, складывая в кузов свои алачики - куполообразные войлочные кибитки—жилища. Сегодня не все шахсевены ведут кочевой образ жизни; часть их перешла на оседлость.

История шахсевенов как народа начинается с XVI века, когда шах Аббас из династии Сефевидов, объединив племена разного происхождения, создал свою гвардию. Видимо, именно отсюда и пошло название племени, ведь слово "шахсевен" означает "верный шаху". Согласно другим источникам, название указывает на то, что они охраняли одну из отдаленных границ Ирана на севере. Но сами шахсевены опровергают эти легенды, утверждая, что перешли на иранские земли из Анадолу (турецкое название Анатолии, западной части Турции).

Женщины шахсевенов на протяжении всей истории сражались наряду с мужчинами. Сегодня они в основном занимаются ковроткачеством или вяжут из шерсти носки и перчатки.

В 1926 году шахсевены восстали против шаха Резы Пехлеви – отца последнего иранского шаха, свергнутого в 1979 году в результате Исламской революции. Шах считал образ жизни неперсидских кочевников политической угрозой и племена подвергались дискриминации.

Почетный профессор антропологии в Школе восточных и африканских исследований (SOAS) в Лондонском университете, ведущий эксперт по шахсевенам Ричард Таппер писал в своей книге “Кочевые народы Ирана”: "Мы привыкли передвигаться вместе с муганлы (другое кочевое племя), и когда правительство отобрало у нас оружие, мы решили отделиться. Кроме того, мы не могли платить налоги в течение двух лет. Муганлы предложили продать пастбища, но мы отказались, сказали, что будем продавать женскую и детскую одежду, но не земли".

В середине 1930-х годов шах Пехлеви начал проводить жесткую политику в отношении кочевых племен для укрепления государственности. Лидеры кочевников были заключены в тюрьму, казнены или сосланы. Их заставляли селиться в деревнях и отказаться от кочевого образа жизни. Алачики шахсевенов были сожжены. Однако территории, выделенные властями кочевникам, были недостаточными для сельского хозяйства. Это привело к тому, что шахсевены и другие кочевые племена возобновили миграцию и возродили свободную племенную конфедерацию.

После десятилетий относительного мира при династии Пехлеви, шахсевены приняли участие в революции в 1979 году, но, несмотря на потери, не сыграли в ней значительной роли. Новый режим назвал их "эльсевены" – "те, которые любят родину". С тех пор шахсевены меньше кочуют. Их переход к оседлости способствует политике правительства по контролю за кочевниками.

Шахсевены издревле поддерживали связи с родственной оседлой частью населения Азербайджана. Хотя со временем шахсевенам также предстояло превратиться в сообщество с классическими родоплеменными традициями, которые диктовал сохраненный военно-кочевой уклад жизни, но воинственный патриотизм и стремление быть всегда рядом с царствующими тюрко-азербайджанскими династиями, которые на определенных этапах истории стали символом объединения державы, всегда были определяющей чертой шахсевенов.

Недавно российский фотограф и путешественник Александр Федоров вернулся из Ирана с документальным фильмом про кочевников-шахсевенов. "В Иране мне впервые рассказали о малочисленном народе, который кочует у склонов вулкана Сабалан на севере Ирана, и показали их фотографии. На фотографиях были гордые люди с ружьями в руках, мужчины и женщины. Они стояли у необычных юрт, похожих на космические тарелки. Эти люди были потрясающе одеты в разноцветные ткани и в то время кочевали на верблюдах. Никто не мог сказать, живы ли эти люди до сих пор, живут ли они в своих "космических" домах и кочуют ли на верблюдах. Поэтому, как только я вернулся, я пошел в музей кочевой культуры, и там мы решили во что бы то ни стало найти шахсевенов. Поэтому снова поехали в Иран", - рассказал Федоров.