Томас де Ваал о карабахском урегулировании: "Каждый народ концентрируется на собственной боли"
Читать на сайте Вестник КавказаВ последние дни наблюдается активизация мирных переговоров по Нагорному Карабаху. Портал EurasiaDiary публикует эксклюзивное интервью британского журналиста и писателя Томаса де Ваала, который оценил ситуацию, сложившуюся вокруг мирных переговоров по Карабаху.
- Каких изменений вы ожидаете процессе в нагорно-карабахского урегулирования в 2019 году?
- 2019 год начался для Карабаха намного позитивнее, чем многие предыдущие годы. В 2018 году на линии соприкосновения погибло 14 человек – это также лучшая статистика по сравнению с предыдущими годами. Но нужно оставаться реалистами и не ожидать слишком много. Армения и Азербайджан всего три года назад, в 2016-ом, вели четырехдневную войну. После казанского саммита 2011 года процесс мирных переговоров практически был заморожен. Сегодня мы говорим о возвращении переговоров на начальный уровень. Постоянных встреч по-прежнему не происходит, а до какого бы то ни было прорыва еще очень далеко.
- Как вы оцениваете политику Пашиняна в отношении нагорно-карабахских переговоров?
- Никол Пашинян отличается от всех предыдущих лидеров Армении. Во-первых, он намного больший демократ, чем его предшественники. Он искренне хочет вести диалог с обществом и знать мнение простого народа. Во-вторых, он родом из Еревана, а не из Карабаха, как два предыдущих президента. Поэтому ему сложнее решиться говорить от лица карабахских армян. В самом Карабахе у власти находится старый политический режим, который никак нельзя назвать верным союзником Пашиняна. Этим и объясняется другой подход к переговорам. Он готов изменить формат дебатов, но не торопится с этим.
- В чем разница между Пашиняном и предыдущим правительством Армении в контексте мирных переговоров?
- Пашинян открыто заявляет, что хочет, чтобы карабахские армяне были частью переговорного процесса, как это было в 1990-е годы. Мне кажется, он занял такую позицию, чтобы выиграть время. Он не хочет бросаться с места в карьер, сейчас для него важнее внутренние проблемы Армении. С другой стороны, он абсолютно искренен в своей позиции. Я уверен, что, как и любой лидер Армении, Пашинян понимает необходимость компромисса по карабахскому конфликту. Но сначала он хочет провести обсуждение проблемы внутри армянского общества и заверить карабахских армян, что не будет заставлять их соглашаться на решения, которые им не нравятся.
- Что вы думаете о сегодняшней азербайджанской политике в отношении Нагорного Карабаха?
- Азербайджанская позиция остается неизменной, но в последнее время Баку смягчил свою точку зрения в отношении деталей переговоров, чтобы дать Пашиняну шанс проявить себя. Самым существенным шагом было то, что Азербайджан согласился на создание "горячей линии" между военными командирами обеих сторон. Благодаря этому ситуация на линии соприкосновения будет более предсказуемой, что сбережет немало жизней молодых солдат. Я вижу прогресс в деэскалации напряженности на линии фронта и решении проблем безопасности. Тем не менее политические позиции двух сторон остаются неизменными. Поэтому в ближайшем будущем вряд ли мы увидим какой-то прогресс по политическим вопросам.
- Какие вы видите пути примирения народов? По вашему мнению, народы и правительства делают какие-то позитивные шаги в этом направлении?
- Для примирения нужно время, обществам нужно измениться. Когда бывший противник выражает сожаление по поводу страданий, причиненных противоположной стороне в конфликте, это знак того, что изменения есть. Но до разрешения этого конфликта еще очень далеко. Например, во время событий "Черного января" в Баку в 1990 году погибли и армяне, и азербайджанцы. Каждый год обе стороны вспоминают жертв только своей национальности. Когда каждый из народов будет вспоминать жертв друг друга в "Черном январе", это будет означать, что общества меняются. Главная причина того, что карабахский конфликт далек от разрешения в том, что каждый народ концентрируется на собственной боли и не имеет представления о том, что приходится переживать другой стороне. Все это требует времени. Возможно, следующему поколению удастся продвинуться в этом вопросе.