Что не сложилось у главы Службы госбезопасности Узбекистана
Читать на сайте Вестник КавказаВ начале февраля СМИ Узбекистана сообщили об отставке с поста главы Службы государственной безопасности (СГБ) Ихтиера Абдуллаева. Он проработал на этой должности всего год. Причиной отставки Абдуллаева было названо проведение двух сложных операций на позвоночнике в прошлом году. Jamestown Foundation в материале Head of Uzbekistan’s Powerful Security Service Dismissed After One Year in Job пишет, что заявления о проблемах со здоровьем нередко скрывают реальный мотив важных кадровых перестановок.
Один из источников утверждает, что Абдуллаев, его заместитель и несколько сотрудников агентства являются подозреваемыми по уголовному делу (Ozodlik, 13 февраля). Абдуллаев, который до недавнего времени считался преданным сторонником президента Шавката Мирзиеева, теперь присоединился к растущей группе высокопоставленных чиновников, назначенных и впоследствии уволенных нынешним главой Узбекистана.
Срок полномочий Абдуллаева закончился поразительно быстро, особенно в сравнении с 22-летним стажем его предшественника Рустама Иноятова во главе СГБ. По имеющимся сведениям, отставка Абдуллаева произошла через месяц после ареста его заместителя Джахангира Эгамова и десятков других сотрудников СГБ за то, которые якобы организовали наблюдение и прослушивание телефонных разговоров президентской семьи (BBC-узбекская служба, 11 февраля; Ozdolik, 13 февраля). Согласно последней информации, Абдуллаев был временно взят под стражу в качестве подозреваемого по делу о взяточничестве и злоупотреблении властью - обвинениям, основанным на показаниях Эгамова (Ozdolik, 13 февраля).
Срок полномочий Абдуллаева на посту главы СГБ начался 31 января 2018 года, через пять недель после того, как президент Мирзиеев раскритиковал службу в своем первом обращении к нации в декабре 2017 года (EDM, февраль 8, 2018). До этого Абдуллаев три года работал генеральным прокурором. В начале 2015 года Мирзиеев - на то время премьер-министр - лично представил Абдуллаева Генеральной прокуратуре на специальном заседании (Gazeta.uz, 21 апреля 2015 года). Абдуллаев также занимал должность государственного советника по кадровым вопросам в предыдущей администрации президента Ислама Каримова с 2009-го по 2015 год; а также был сенатором национального законодательного органа (Gazeta.uz, 11 февраля 2019 года; Podrobno.uz, 22 января 2015 года).
Мирзиеев доверял Абдуллаеву, считая последнего союзником в его стремлении поддержать предпринимателей, чтобы помочь преобразовать экономику страны. В феврале 2017 года узбекский лидер назначил генерального прокурора Абдуллаева главой межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией (Podrobno.uz, 6 февраля 2017 года). В одном из своих самых эмоциональных обращений в Ферганской области президент Мирзиеев противопоставил генпрокурора Абдуллаева его ”коррумпированному” предшественнику Рашиду Кадырову, который на данный момент дожидается суда, подчеркнув честную работу Абдуллаева и призвав прокурора Ферганы помочь в его усилиях (Kun.uz, 27 ноября 2017 г.).
Несомненно, назначение Мирзиеевым Абдуллаева на пост главы СГБ было направлено на реформирование агентства и лишение его практически неограниченной власти, которая расширилась при Рустаме Иноятове. Тем не менее, похоже, что агентство изменило самого назначенца. Из союзника-реформиста он превратился в "реакционного ястреба". 29 марта 2018 года в своем единственном обращении к законодательному органу в качестве главы СГБ Абдуллаев представил обширный и кажущийся ложным список внешних и внутренних угроз. По его словам, внешними угрозами страны были ”подозрительные инвесторы и туристы”, привлеченные в Узбекистан из-за его открытости миру; возвращение боевиков, которые воевали за границей на стороне Исламского государства; движение "Талибан” (запрещена в РФ); Исламское движение Восточного Туркестана (запрещена в РФ), а также попытки контрабанды религиозно-экстремистской литературы, наркотиков и оружия в Узбекистан. Абдуллаев также рассказал о сепаратистских силах, финансируемых иностранными спецслужбами. По его словам, в число внутренних угроз входило злоупотребление религиозными свободами (Kun.uz, 30 марта 2018 г.).
Теперь структуры гражданского общества Узбекистана утверждают, что Абдуллаев стал противником реформ Мирзиеева (BBC-узбекская служба, 11 февраля). Абдуллаев не только не смог инициировать какие-либо изменения в СГБ, но, как сообщается, оказался причастен к отслеживанию свободы СМИ страны с середины 2018 года (BBC-узбекская служба, 20 февраля 2019 года и 25 октября 2018 года; Gazeta.uz, 29 декабря 2018 г.) Среди подобных злоупотреблений - наблюдение за независимыми журналистами в Узбекистане и блокирование работы YouTube, Facebook и ВКонтакте. В настоящее время не существует обнародованных доказательств того, что Абдуллаев имеет прямое отношение к ограничению гражданских свобод, но СГБ является единственным национальным агентством, контролирующим социальные сети и внутренний надзор. Более того, доступ к этим заблокированным социальным сетям был восстановлен через неделю после отстранения Абдуллаева, что, вероятно, не случайно (Podrobno.uz, 22 февраля).
Назначая Абдуллаева реформировать самую влиятельную службу безопасности в Узбекистане, Мирзиеев явно доверял своему подчиненному. Занимая пост генерального прокурора до руководства СГБ, Абдуллаев был верным союзником президентом. Но что-то или кто-то, должно быть, изменили видение Абдуллаева вскоре после того, как он занял пост главы СГБ, в результате чего он стал сторонником жесткой линии, внезапно озаботившись новыми угрозами. В результате за прошедший год он не только не смог реформировать СГБ, но и продолжил неофициальную практику, такую как прослушивание телефонных разговоров и незаконное наблюдение, тем самым препятствуя изменениям.