Что происходит в Кашмире?
Читать на сайте Вестник КавказаОбострение конфликта между Индией и Пакистаном, произошедшее за последние два дня, вызвало обеспокоенность мирового сообщества, в том числе, и в Москве.
Так, глава МИД России Сергей Лавров на встрече с индийской коллегой Сушмой Сварадж, которая прошла в Учжэне "на полях" заседания Совета министров иностранных дел РИК, выразил надежду на деэскалацию ситуации между Индией и Пакистаном.
Кроме того, в сообщении, опубликованном чуть позже на сайте российского внешнеполитического ведомства, выражена серьезная обеспокоенность в связи "с обострением ситуации вдоль Линии контроля между Индией и Пакистаном и вспышкой напряженности в отношениях между дружественными нам государствами".
В МИД РФ призвали Нью-Дели и Исламабад к сдержанности и активизации усилий, предпринимаемых для урегулирования существующих сложностей "политико-дипломатическими средствами".
"Готовы и далее оказывать содействие в деле укрепления контртеррористического потенциала Нью-Дели и Исламабада", - подчеркнули в российском министерстве.
Также сегодня пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил о "крайней обеспокоенности" Москвы в связи с новостями из Кашмира. "Очень внимательно отслеживаем обстановку и, конечно, мы призываем все стороны к сдержанности", - цитирует его ТАСС.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов, нынешнее обострение ситуации является очень серьезным. "Ситуация назревала в течение продолжительного времени. Стыковки между позициями сторон пока в настоящее время нет. Возможно продолжение военной эскалации. Я думаю, что надо сейчас срочно всем подключаться для того, чтобы предотвратить развитие событий, может быть, использовать опыт, который в свое время был у Москвы в плане урегулирования ситуации между Индией и Пакистаном. Он очень поучительный. Ситуация сейчас более сложная, потому что добавился еще антитеррористический элемент, чего раньше не было, тогда конфликт носил военно-географический характер. Теперь он еще имеет очень сильный компонент антитеррористический, и это добавляет остроту в нестыковки позиций сторон", - подчеркнул эксперт.
По его словам, как показывает опыт, целесообразно было бы разделить нынешнюю проблему, связанную с острой фазой военного противостояния, на три части. "Первая - надо немедленно договориться о физическом прекращении военных действий без попыток решения вопроса существа, как это было сделано в 1965 году по нашему предложению. Второй этап - это вопрос о более стабильном прекращении огня и решении военно-политических вопросов, связанных с обеспечением мониторинга этого прекращения огня", - рассказал заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов.
"Третье - это выработка, по-видимому, временных, - потому что коренные вопросы не могут сейчас быть решены между сторонами, настолько велики противоречия, - договоренностей на более продолжительный период времени. В 1965 году выработка таких подходов заняла три месяца. Прекратить военные действия удалось в сентябре 1965 года, а знаменитая Ташкентская встреча, куда ездил Косыгин, проходила в январе 1966 года. То есть, вся осень ушла на челночную дипломатию и на выработку компромиссного варианта. Три месяца - это достаточно большой срок. Я думаю, что тот опыт посредничества, который у нас был, может быть здесь использован хотя бы в методологическом плане, нам необязательно подключаться по второму разу и решать эти вопросы", - считает он.
"Кроме того, наверное, просматривается какая-то роль многосторонней дипломатии, в частности ШОС. Конечно, России такое обострение совершенно ни к чему. Я думаю, что за счет того уникального опыта, который у нас был, мы можем много полезного оперативно посоветовать сторонам. Если нужно, если будет потребность, то, наверное, мы можем в таком же русле, как это было в 1965-66 годах посодействовать урегулированию", - заключил Андрей Бакланов.
Напомним, обострение в отношениях между Нью-Дели и Исламабадом произошло в феврале. Причиной разразившегося дипломатического кризиса стал теракт 14 февраля. Тогда смертник подорвал автомобиль рядом с военной автоколонной. Жертвами стали 45 человек, ответственность за атаку взяла на себя сепаратистская группировка "Джаиш-е-Мухаммад" ("Армия Мухаммеда"), находящаяся на контролируемой Пакистаном части Кашмира.
Как сообщили СМИ, ссылаясь на военные источники, 26 февраля 12 самолетов ВВС Индии разгромили лагерь "Джаиш-е-Мухаммад" на подконтрольных Пакистану землях, сбросив на него бомбы массой 1 т. "Нами были получены достоверные данные о том, что боевики "Джаиш-е-Мухаммад" готовили еще одно нападение с участием террориста-смертника на территории Индии", - уточнил тогда замглавы МИД Индии Виджай Гокхале.
Вслед за авиаударом сегодня ночью на границе возникла перестрелка, в результате которой не менее пяти индийских военнослужащих получили ранения в ходе обстрелов с пакистанской стороны.
Сегодня утром пресс-секретарь ВС Пакистана генерал-майор Асиф Гафур рассказал, что ВВС Пакистана сбили два индийских истребителя, пилот одного из них взят в плен. Официальный представитель МИД Индии Равиш Кумар заявил, что это индийские ВВС сбили пакистанский истребитель в небе над Кашмиром, при этом потеряв один МиГ-21, пилот которого числится пропавшим без вести.