Преимущества Ирана в борьбе за Ближний Восток
Читать на сайте Вестник КавказаПочему США и их союзники не могут одолеть Иран? США и их союзники обладают властью и богатством, но небольшая коалиция Тегерана лучше интегрирована и дисциплинирована. У Тегерана и его союзников есть несколько недооцененных преимуществ, не в последнюю очередь относительная сплоченность в противовес разобщенности его противников.
Bloomberg в материале Iran Has a Big Advantage in the Battle for the Middle East пишет, что прошедший на прошлой неделе варшавский саммит ”Мир и безопасность на Ближнем Востоке” был расценен большинством участников и наблюдателей как попытка Вашингтона поддержать коалицию, противостоящую региональным амбициям Ирана на Ближнем Востоке. Среди участников были представители более шести десятков стран, которые решительно выступали против политики Ирана в области распространения ядерного оружия, поддержки терроризма и тому подобного. Большинство стран-членов ЕС, многие из крупнейших арабских государств и Израиль - на первый взгляд, это очень большая и грозная коалиция. На ее фоне союзники Ирана кажутся небольшой и разношерстной группой: режим Асада в Сирии, ”Хезболла”в Ливане, шиитские ополченцы в Ираке и повстанцы-хуситы в Йемене. Идеологически в противостоянии с Западом Иран может призвать Россию и Китай, но они вряд ли помогут Тегерану выйти из кризиса, поскольку поддерживают хорошие отношения со многими ключевыми противниками Ирана, такими как Саудовская Аравия и Израиль.
Сила иранской коалиции на Ближнем Востоке держится на ее вертикальной интеграции и дисциплине. Большинство членов либо обязаны чем-то ИРИ, либо зависят от Ирана. Поэтому наиболее важные решения принимаются либо КСИР, либо Советом национальной безопасности в Тегеране. Несогласие возникает редко и обычно сдерживается или не имеет значения. Даже отдаленные члены коалиции, такие как хуситы, которые не уделяют большого внимания инструкциям из Ирана, ценны тем, что их восстания способствует хаосу, который стратегически использует Тегеран. Вертикальная интеграция принятия решений также подкрепляется культурным и религиозным уважением к власти в Иране.
Коалиция стран Персидского залива, другие проамериканские арабские страны, Израиль, США и большинство стран НАТО в основном ориентированы на сохранение статус-кво глобального и регионального порядка. Но в антииранском лагере царит беспорядок. Арабские страны Персидского залива и Израиль даже не имеют дипломатических отношений. Они остаются глубоко разделенными по палестинскому вопросу. Все сотрудничество в области безопасности, например, обмен разведданными, ограниченно и засекречено. У них нет реальной возможности создания открытого союза. Арабские страны с суннитским большинством сами по себе сильно разделены, подтверждением чего является продолжающийся бойкот Катара Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом.
Блок НАТО также разделен в отношении Ирана. С тех пор, как администрация Трампа вывела США из ядерной сделки 2015 года, Великобритания, Германия и Франция вместе с Европейским союзом пытаются сохранить соглашение, несмотря на противодействие Вашингтона. Они создали финансовый механизм, чтобы европейские компании могли торговать с Ираном не в долларах в обход банковской системы США и, следовательно, американских санкций.
Ключевой член НАТО, Турция, отказалась от участия в Варшавском форуме, предпочитая присоединиться к Ирану и России на конференции в Сочи, чтобы обсудить сирийский вопрос. Турция все более нейтрально относится к Ирану, считая его скорее соперником, чем противником.
В последний раз, когда США, Пакистан и Саудовская Аравия объединили свои усилия во время афганской войны в 1980-х годах, им удалось одержать победу над Советским Союзом, однако они также спровоцировали появление ”Аль-Каиды” и ”Талибана” (запрещены в РФ).
Однако все это не говорит о том, что Иран находится в более выгодном положении, чем его противники. Экономика ИРИ в руинах, она страдает от усиливающегося политического инакомыслия. Но Иран и его небольшая, но мощная коалиция действительно имеют некоторые явные преимущества, в том числе гораздо более сильное единство. С другой же стороны, как это было продемонстрировано в Варшаве, царит полный беспорядок.