У Грузии и Молдавии есть враг. И это не Россия

Читать на сайте Вестник Кавказа

У Грузии и Молдавии есть враг, который подрывает правительства, атакует экономику и сеет нестабильность. И это не Россия. Самая большая угроза для этих стран заключается в их плохом управлении и злоупотреблении неформальной властью. К такому выводу приходит Politico в материале Eastern Europe’s problem isn’t Russia.

Связи между Россией и Грузией значительно укрепились с тех пор, как дипломатические отношения были прерваны после пятидневной войны 2008 года. Самой большой проблемой в Грузии стала политическая игра, которая рискует поставить под угрозу крупнейший за последние годы инфраструктурный проект страны: глубоководный порт в Анаклии на побережье Черного моря.

Планируемый к открытию в 2020 году, проект призван укрепить положение Грузии как ценного транзитного маршрута ”Восток-Запад”, позволяя ей принимать большие контейнеровозы и увеличивать автомобильные и железнодорожные перевозки. Проект привлек международных спонсоров: первый этап стоимостью $600 млн частично финансируется группой из четырех международных кредиторов, и Европейская комиссия обязалась помочь профинансировать второй этап, включая автомобильное и железнодорожное сообщение. SSA Marine of Seattle, крупный портовый оператор в США, намерен управлять терминалом.

Но будущее проекта выглядит крайне неопределенным. Проект тесно связан с бывшим премьер-министром Георгием Квирикашвили, который подал в отставку в прошлом году после ссоры с Бидзиной Иванишвили, еще одним бывшим премьер-министром и неформальным лидером правящей партии ”Грузинская мечта”. Недавно начатое расследование отмывания денег в TBC - банке, который отвечает за портовый проект, многими рассматривается как политически мотивированное.

На прошлой неделе правительство объявило о новом проекте расширения порта Поти. Формально правительство Грузии заявило о своей полной поддержке проекта в Анаклии. От порта нельзя отказаться, потому что он крайне важен. Но неопределенность, созданная борьбой за власть, уже привела к возникновению нестабильности и открыла возможности для вмешательства сторонних сил.

От проекта не в восторге Россия, а также Турция, поскольку Анаклия станет прямым конкурентом турецким портам на Черном море. И хотя Китай поддерживает проект, по слухам, и в КНР не устраивает его структура управления, поскольку попытка Пекина получить контроль над проектом была отвергнута.

К сожалению, борьба, подобная этой, не является чем-то новым в Грузии - неформальное правительство и закулисные силовые игры долгое время были частью управления страной.

Аналитик Ивлиан Хаиндрава сказал о бывшем президенте Михаиле Саакашвили, обласканного в некоторых кругах на Западе, что у него было ”дневное правительство”, которое вело переговоры с западными партнерами, и ”ночное правительство”, которое принимало реальные решения.

Грузия потеряла свои позиции Индексе демократии  за 2018 год компании Economist Intelligence Unit, и в настоящее время выглядит как де-факто однопартийное государство, управляемое партией ”Грузинская мечта”. Тем не менее по сравнению с другими постсоветскими странами в Восточной Европе, дела в стране обстоят неплохо. В Грузии пока действует система сдержек и противовесов. Неправительственные организации и парламентарии только что выиграли первый раунд очередного спора по поводу управления страной, что вынудило десятерых кандидатов в Верховный суд с сомнительной репутацией снять свои кандидатуры после серьезной общественной реакции против них.

Проблемы коррупции и кумовства еще острее стоят в Молдавии, где бизнес и политика слиты воедино, и значительная часть государства должна удовлетворять потребности влиятельных людей, а не национальные интересы. Весной в Молдавии пройдут выборы, на которых будут выбираться кандидаты с сомнительным послужным списком.