Угрожают ли боевики инициативе "Один пояс - один путь"?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Пекин осознает, что его инициатива "Один пояс - один путь" зависит от политической стабильности и безопасности участвующих стран. В течение 2018 года организации, занимающиеся вопросами безопасности, пришли к выводу, что что боевики, возвращающиеся с Ближнего Востока, особенно из Сирии, могут представлять угрозу. The Аrab Weekly в статье Do fighters returning from Syria threaten Central Asia and China? Пишет, что Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Китай, Россия, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Пакистан и Индия (Иран, Афганистан, Белоруссия и Монголия имеют статус наблюдателей), также заявила о существующей угрозе.

Сегодня основная задача ШОС - укрепление региональной безопасности и борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. На последнем саммите организации были упомянуты проблемы взаимной безопасности с акцентом на Сирию и Афганистан. Члены ШОС предупредили, что распространение терроризма станет серьезной проблемой для безопасности в 2019 году.

С точки зрения Пекина, если усилия по стабилизации Сирии не будут должным образом контролироваться, возникшая нестабильность негативно повлияет на его инициативу "Один пояс - один путь" и подорвет политику Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе. Китай также может столкнуться с угрозой внутренней безопасности, которую несет возвращение закаленных в боях уйгурских бойцов. Достоверных данных о количестве уйгуров, присоединившихся к террористическим группировкам в Сирии, нет, но оценки варьируются от сотен до тысяч человек. Отсутствие точной информации связано с практическими трудностями при получении данных из зон активных боевых действий. Это играет на руку силам, которые хотят получить политическое преимущество, преувеличивая число боевиков, возвращающихся из зон боевых действий.

2017 году и начале 2018 года появились сообщения, которые уже опровергнуты, о том, что Пекин готовится направить Народно-освободительную армию для борьбы с терроризмом в Сирии. В 2019 году Китай действительно окажет помощь Сирии, но лишь в рамках процесса восстановления страны. Рост китайского экономического присутствия в Сирии может повлечь террористические атаки. Чем дольше затягивается конфликт в Сирии, тем больше вероятность того, что страна станет источником распространения и терроризма и экстремистских сетей в Евразии. В дополнение к участию России, Китай и другие члены ШОС уделяют все больше внимания вопросу сдерживания терроризма до того, как он станет острой проблемой в регионе.

В ходе сессии Совета безопасности ШОС в 2018 году лидер КНР Си Цзиньпин подчеркнул необходимость сотрудничества между странами для поддержания экономического роста в Евразии. Усилия Китая по урегулированию конфликта в Сирии, которые были начаты в 2016 году, будут еще более активными в 2019 году. Китайская стратегия по защите своих инвестиций в Сирии повлияет на контртеррористические усилия ШОС в целом. Ранее единственным активным участником была Москва, но более активное участие Китая повысит роль организации в разрешении существующего конфликта. Китай должен определиться с тем, как продолжать поддерживаемую движимую инвестициями дипломатию, которая хорошо послужила Пекину за последнее десятилетие. Если Китай не сформулирует грамотную стратегию в Сирии и в целом на Ближнем Востоке и в Северной Африке, это может негативно сказаться на возможностях быстрого реагирования на потенциальные кризисы. Проблема, связанная с возвращением уйгурских боевиков, не может быть решена исключительно благодаря экономической помощи Китая Сирии.

Пекин осознает, что инициатива "Один пояс - один путь" напрямую связана с политической стабильностью и ситуацией с безопасностью в странах, участвующих в ней. Экономическое участие Пекина в восстановлении Сирии не гарантирует решения всех проблем. Географическое положение Сирии делает ее крайне важной для Китая как с экономической, так и с энергетической точки зрения. Китайское экономическое присутствие в Дамаске призвано ускорить процесс перебалансировки власти, но любые оплошности могут привести к тому, что Пекин окажется в крайне сложной ситуации.