Алексей Ретеюм: "Дизайн Баку поражает. Москве есть чему поучиться"
Читать на сайте Вестник КавказаНа днях в Госдуме состоялся российско-азербайджанский круглый стол на тему "Культурные мосты между Россией и Азербайджаном как основа для межкультурного диалога". На полях этого события "Вестник Кавказа" побеседовал с директором Ботанического сада МГУ имени М. В. Ломоносова Алексеем Ретеюмом об особенностях ландшафтного дизайна в Баку.
- Одна из ваших сфер интересов – ландшафтный дизайн и городская среда. Летом 2018 года вы посетили Баку. Какие бакинские находки в этой сфере показались вам наиболее интересными?
- Меня поразил этот город. Я был там 20 лет назад, в юности, и когда я вернулся туда не так давно, то увидел, что изменения произошли кардинальные. Говорю это как эксперт в теме создания благоприятной городской среды. Перемены в Баку поразили меня тем, что были использованы невероятно современные, интересные ландшафтные решения, для чего были приглашены лучшие специалисты с самым ценным опытом в этой области. Городская среда – это очень тонкая вещь, нечто очень живое и подвижное. Необходимо, чтобы людям было очень комфортно и уютно там, где они гуляют – в скверах, на бульварах и площадях. Меня поразило, насколько деликатно, тонко и в то же время современно устроена эта среда практически во всем центре Баку.
Москве есть чему поучиться у Баку; в архитектурной сфере, в сфере комфортной городской среды, в сфере других подходов и приемов к организации городской жизни у нас очень много областей для сотрудничества. И для того, чтобы этому учиться, я думаю, стоит отправлять в Баку как можно больше студентов и специалистов, чтобы они посмотрели, как удается достичь такого живого эффекта. Баку – очень живой город, и людям комфортно находиться на улицах днем, вечером и ночью. Мне кажется, Баку переживает туристический бум, когда я был там летом, я был поражен тем, как много там иностранцев. И это неслучайно, ведь город к этому располагает.
В работе над обликом Баку очень правильно было решено для реализации самых грандиозных проектов, таких как культурный центр имени Гейдара Алиева, пригласить великих архитекторов. Архитектура и организация культурного центра имени Гейдара Алиева – одно из самых сильных моих личных эмоциональных впечатлений от какого бы то ни было архитектурного сооружения за последние десятилетия. Я был поражен тем, насколько нестандартно и при этом органично, по-современному выполнен проект. Это действительно был эстетический шок, я никогда его не забуду. Мне кажется, что и здесь, в России, мы могли бы поступать так же. Мне в целом импонирует интернациональный подход к архитектуре, ведь во всем мире приглашают знаменитых архитекторов. Изучение опыта того, каких архитекторов и как приглашали в Азербайджане в последние десятилетия, может быть очень интересным, поскольку дизайн Баку поражает воображение.
- Вы упоминали, что были достигнуты договоренности, что в Саду будет проходить камерный фестиваль азербайджанской музыки и поэзии. Уже есть какие-то детали?
- Идея в том, чтобы провести полноценный фестиваль культуры Азербайджана. Мы сейчас ведем интенсивные переговоры с Азербайджанской молодежной организацией России, с которой мы уже давно сотрудничаем и уже реализовали некоторые небольшие проекты, связанные с посадкой растений и улучшением среды в Саду. Мы рассчитываем, что нам удастся организовать всеобъемлющий день или даже два, которые будут посвящены в том числе и музыке Азербайджана, от традиционного мугама до, быть может, даже мугам-джаза. Мы нашли замечательных исполнителей.
Некоторое время назад меня пригласили на замечательный концерт Фархада Бадалбейли в Концертном зале имени Чайковского, и мне удалось познакомиться с ним после концерта. Это было тоже одно из самых сильных музыкальных впечатлений в моей жизни. Мало того, что он гениальный пианист и композитор, он еще и невероятно легкий человек в общении. Бадалбейли – великий музыкант, ректор консерватории, и тем не менее, у нас сразу установился контакт. После этого мы хотели, чтобы наша субтропическая оранжерея, это новое уникальное пространство, в котором, к счастью, размещается порядка 350 зрительных мест, приняла двухдневный фестиваль с участием замечательных исполнителей, которые бы играли национальную азербайджанскую музыку. Начать фестиваль хотелось бы с традиционного мугама, а потом перейти к современным исполнителям и течениям в музыке Азербайджана. Одновременно, если это все получится, можно было бы показать и живопись, а также устроить лекции об истории и культуре Азербайджана.
Посещение музеев в Баку оставило очень сильное впечатление, и Музей истории Азербайджана, и Музей ковра. Мне кажется, что знакомство с самым интересным и с ключевыми моментами истории этой замечательной страны очень было бы полезно Аптекарскому огороду и Ботаническому саду. Так как мы достаточно популярны, эти Дни культуры Азербайджана могли бы посетить десятки тысяч людей. Мы очень надеемся, что это все действительно произойдет. Сейчас мы досогласовываем программу, возможно, в нее войдут театральные постановки. Ботанический сад позволяет одновременно устраивать концерт, спектакль, выставку и лекцию – у нас достаточно и театральных, и музыкальных пространств, и лекториев.
- Как себя чувствуют пирамиды из бирючины, которые были посажены по инициативе Лейлы Алиевой?
- Они чувствуют себя превосходно. На самом деле, бирючина – это критическое для нашего климата растение. Тем не менее, уже два года они себя прекрасно чувствуют. Тот уголок органично дополнился пирамидами, они у нас стоят на фоне сада лекарственных трав, одной из ключевых наших ботанических экспозиций, с которой начинался когда-то, 313 лет назад Аптекарский огород. Я думаю, что весной, когда они снова покроются листьями, они будут невероятно радовать всех наших посетителей сада. Мы хотим сделать еще что-либо совместное в ботанической сфере.