Зачем правительство Армении превратили в "сборную солянку", почему Пашинян игнорирует Турцию, кого боятся армянские министры - Анализ армянских СМИ за 7 - 13 февраля. Политика

Читать на сайте Вестник Кавказа

Кабмин Армении представил предварительную версию законопроекта о внесении изменений и дополнений в закон "О структуре правительства". Согласно этим изменениям, правительство будет состоять из премьер-министра, двух вице-премьеров и 12-ти министерств. Новую структуру уже окрестили "аджапсандалом" – аналогом овощного рагу или кавказским аналогом "сборной солянки". Почему – разбираются армянские СМИ.

Правительство как "сборная солянка"

Предварительная структура правительства Армении напоминает собой "сборную солянку", - читаем на страницах газеты "Жаманак". "Как и предполагалось, министерства культуры и спорта будут объединены с министерством науки и образования, которое станет министерством науки, образования, культуры и спорта", - говорится в заметке. "Будут существенно расширены полномочия министерства территориального управления, к нему будет присоединено министерство энергетических инфраструктур и природных ресурсов, сферы связи и транспорта, а также Государственный комитет водного хозяйства. В министерстве транспорта, связи и информационных технологий останется только ИТ, и оно будет называться министерство индустрии высоких технологий. Министерство экономики будет объединено с министерством сельского хозяйства, а министерство экологии будет переименовано в министерство окружающей среды, а вместо министерства диаспоры будет сформирован офис Главного комиссара по вопросам диаспоры при премьер-министре", - отмечается в публикации. "Одним словом, получается некий "аджапсандал" (овощное рагу, кавказский аналог "сборной солянки"), что никоим образом не может работать и повышать эффективность работы правительства. Однако в этом случае важен не результат, а процесс", - резюмируют авторы статьи.

Программа без добрососедства

В программе правительства Армении нет ни слова об улучшении отношений с соседней Турцией, - пишет газета "Жоховурд". "Обнародован проект программы правительства, возглавляемого премьер-министром Николом Пашиняном. При изучении этого 71-страничного документа газета констатировала примечательный факт: он практически полностью повторяет предыдущую программу правительства Никола Пашиняна, которая после бархатной революции в июне 2018 года была представлена в Национальное собрание (парламент) страны.  Разница лишь в том, что новая программа написана на ближайшие пять лет, и в ней есть обозначенные конкретные показатели на долгосрочную перспективу, к примеру, средний темп экономического роста должен составить как минимум 5%. В то же время отметим, что в сфере внешней политики есть несколько примечательных акцентов. "Правительство будет действовать в формате сопредседателей Минской группы ОБСЕ исключительно в направлении мирного урегулирования карабахского конфликта... Обеспечение статуса и безопасности Нагорного Карабаха в переговорном процессе – первоочередной приоритет Армении. Для эффективности переговоров важное значение имеет наличие атмосферы, способствующей установлению мира…" Зато в программе правительства нет ни слова об улучшении отношений с соседней Турцией, хотя Пашинян высказался за установление отношений с этой страной без предварительных условий", - пишет газета.

Власти – новые, страхи – старые

В свое время премьер-министр Овик Абрамян поручил, чтобы после заседания правительства все министры обязательно спускались к журналистам и отвечали на их вопросы. Это поначалу вдохновило "пишущую братию", но ненадолго: большая часть министров продолжала "удирать" через задний ход. То же самое продолжалось во время Карена Карапетяна, то же проболжается и сейчас, - читаем на страницах газеты "Грапарак". "Казалось, что ситуация изменится во время Никола Пашиняна, и мы сможем контактировать со всеми членами правительства, однако надежды оказались тщетными. Премьер-министр, конечно, общается с журналистами, однако после заседания он больше не спускается вниз как раньше, когда был только назначен на этот пост. Не спускаются и его министры. Не было ни одного случая, чтобы после заседания правительства через главный вход спустились вице-премьеры Мгер Григорян или Тигран Авинян. Последний чувствует себя "серым кардиналом" и свел общение с "акулами пера" до минимума, а занят лишь закулисными интригами. Не подходят к ним и министр обороны Давид Тоноян, глава МИД Зограб Мнацаканян, министр финансов Атом Джанджугазян, министр юстиции Артак Зейналя, глава МЧС Феликс Цолакян. Они выходят через задний ход, садятся в припаркованные во внутреннем дворе здания правительства машины и уезжают. С журналистами в основном общаются министр образования и науки Араик Арутюнян, министр экономического развития Тигран Хачатрян, председатель КГД Давид Ананян. Поэтому представители СМИ иногда вынуждены задавать им вопросы, которые не входят в их компетенцию. Одним словом, ситуация такая же как и во время РПА", - пишет автор публикации.

Армения обиделась на "мягкую силу" России

"Посол России в Армении Сергей Копыркин заявил, что армяно-российские отношения имеют долгую историю, традиции, и именно это определяет преемственность наших отношений", - пишет газета "Жаманак". И тут в ее публикацию вторгаются нотки обиды: "Новый посол России, приступив к своим обязанностям, выделился одним примечательным заявлением о политике "мягкой силы" в отношении Армении. Что подразумевается под словами "мягкая сила", пока не совсем понятно, но это также является своего рода признанием того, что ранее Россия проводила политику "жесткой силы". С одной стороны, это означает, что Москва видит необходимость в изменении политики в Армении, хотя это только слепой может не увидеть, тем более после апрельской четырехдневной войны и тем паче произошедший через два года после нее бархатной революции. С другой стороны, сила остается силой, будь то жесткой или мягкой, и Россия, по сути, продолжает рассматривать отношения с Арменией не в рамках логики партнерства и союзничества, а в логике другой силы. Разумеется, "мягкая" в данном случае является наименьшим из зол, но, с другой стороны, "мягкая сила" говорит о другой методологии достижения целей, и в соответствии с этим ожидание ее эффективности не для Армении, а как раз для самой России.

Между тем, характер армяно-российских отношений, их обоюдное значение и геополитический контекст таковы, что от изменения политики здесь должно проистекать двустороннее ожидание эффективности. Это означает, что в основе изменения политики должно быть изменение целей. И здесь возникает один из ключевых вопросов, который вытекает из его заявления о многовековой дружбе и глубоких взаимоотношениях. Дело в том, что Россия в настоящее время, как и в течение долгого времени в истории, если не веками, то как минимум в течение одного столетия строит другие отношения – отношения с Турцией, в качестве залога которых рассматривается документ, который, по сути, базируется на интересах и безопасности армян. Речь идет о российско-турецком договоре, 100-летняя годовщина со дня заключения которого не за горами", - пишет газета.

"Бархатная революция" пустила метастазы в школах

Тотальная агитация власти и последовательная, агрессивная практика создания идолов, к сожалению, уже проникает и в систему образования – в школы, читаем в газете "168 жам". "Так, в Ереване во время городской олимпиады по армянскому языку для восьмиклассников детям предложили написать сочинение на тему "Когда делают шаг". Мы, в частности, получили информацию об этом с территориального этапа олимпиады, которая была проведена в ереванской основной школе N56. Однако такая же картина была и на территориальных этапах по всему городу. Это беспрецедентная ситуация, поскольку, фактически, на смену патриотическим темам, которые предлагались на предыдущих олимпиадах и так рьяно не принимались оппозицией, навязывается обязательство по агитации партии и власти", - отмечает издание.

Отставки как битва спонсоров

Премьер-министр Армении Никол Пашинян освободил Инессу Габаян от должности главы Водного комитета, напоминает газета "Жаманак", акцентируя внимание на причинах громкого увольнения. "Причина такого решения отнюдь не в том, плохо или хорошо работала Габаян, а в столкновении интересов разных групп внутри власти. У последней были плохие отношения с ответственным по части забора воды Кареном Епремяном. Но при этом Габаян никак не могла освободиться от подчиненного, поскольку тот пользовался поддержкой директора Службы национальной безопасности Артура Ванецяна. Спонсором же самой Габаян был вице-премьер правительства Тигран Авинян. Таким образом, мы можем констатировать, что в противостоянии Авинян – Ванецян победил последний", - отмечает издание.

КГД возглавит военный

В скором времени главу Комитета по госдоходам (КГД) Армении Давида Ананяна ждет отставка, а вот назначение будет неожиданным, - читаем в газете "Жаманак". Премьер-министр Армении Никол Пашинян намерен назначить на пост главы Комитета по госдоходам человека не из системы, который будет связан определенными обязательствами, а из штата министерства обороны. "Кто станет новым главой КГД, станет известно на днях", - говорится в публикации.