Анкара и Афины готовы решать многочисленные проблемы
Читать на сайте Вестник КавказаНедавний визит премьер-министра Греции Алексиса Ципраса в Турцию вызвал большой интерес в обеих странах. Хотя это был третий визит Ципраса в Турцию с тех пор, как он вступил в должность в 2015 году, премьер впервые посетил Анкару, откуда направился в Стамбул. Al Monitor в статье Turkey, Greece take symbolic but significant steps closer пишет, что самой яркой частью его визита в Стамбул была поездка на остров Хейбелиада, где расположена Халкинская семинария, греческая православная теологическая школа, закрытая в 1971 году.
По словам греческого лидера, повторное открытие школы станет ”знаком дружбы”. Ципрас также посетил православную церковь внутри семинарии и зажег свечу, несмотря на его светский подход к управлению государством. Он также принял участие в короткой службе, проведенной патриархом Варфоломеем в церкви Святой Троицы.
Посещение Ципрасом Халкинской семинарии стало важным символическим шагом, который укрепит его репутацию среди греческой общественности. Ципрас также посетил исторический музей Собор Святой Софии, где его сопровождал пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын.
Источники, осведомленные о визите, сообщили Al-Monitor, что в ответ на эти жесты Эрдоган попросил Ципраса поддержать следующую заявку Турции на вступление в Евросоюз, которая будет подана после местных выборов 31 марта. Согласно тем же источникам, визит Ципраса и теплый прием, оказанный ему, могут стать прелюдией к новому периоду оттепели между двумя странами, несмотря на существующую напряженность между Анкарой и Афинами.
Кипрская проблема, военно-морская юрисдикция в восточном Средиземноморье, территориальные воды и исключительная экономическая зона, а также споры по вопросу воздушного пространства остаются главными проблемами двусторонних отношений. В политической сфере также необходимо разрешить дипломатические разногласия: проблемы, касающиеся турецкого меньшинства в Греции и греков в Турции, а также вопрос предоставления Грецией убежища лицам, которых Турция обвиняет в терроризме.
Время визита также имеет значение. Отставка министра обороны Греции, националиста Паноса Камменоса предоставила Ципрасу возможность для маневра в отношениях с Турцией. Камменос, лидер партии ”Независимые греки” (ANEL), известен своим бескомпромиссным отношением к Турции.
Недавно харизма оказалась полезной в разрешении 27-летнего конфликта между Грецией и Македонской республикой. Устранение этой проблемы дало ему некоторую свободу действий для решения давней проблемы Кипра. Ципрас теперь может заявить своим избирателям, что влияние Греции и ее дипломатическая сила в регионе растут.
Еще одной важной темой визита Ципраса стала экономика. Две соседних страны, борющихся с общими экономическими проблемами, сосредоточены на новых транспортных и туристических проектах. Особое внимание было уделено открытию морского сообщения между турецкой эгейской прибрежной провинцией Измир и греческими Салониками для пассажирских и грузовых перевозок. Другие проекты включают в себя налаживание скоростного железнодорожного сообщения между Стамбулом и Салониками и строительство второго моста на пограничном переходе Ипсала для облегчения туристического обмена.
Еще один важный вопрос - энергоресурсы. Предполагается, что газопровод ”Турецкий поток” для транспортировки природного газа через Черное море на европейскую сторону Турции и далее до границы со странами ЕС будет простираться до Греции от западной Турции, а затем до южной и центральной Европы через северную часть греческой территории. Проект, который обходит Украину при транспортировке природного газа из России в Европу, требует сотрудничества между Турцией и Грецией.
Ципрас серьезно взаимодействует с Москвой, чтобы обеспечить участие Греции в проекте ”Турецкий поток”. Москва, возможно, дала понять Ципрасу, что улучшение связей с Анкарой является предварительным условием для включения Греции в ”Турецкий поток”.
Если правящая Партия справедливости и развития Турции добьется значительных успехов на мартовских выборах в местные органы власти, то у Эрдогана будет четыре года передышки для решения замороженных вопросов, включая кипрский и эгейский. Так что возможный ответный визит Эрдогана в Афины будет иметь исключительную символическую ценность.