Турция раскритиковала Китай из-за уйгуров
Читать на сайте Вестник КавказаЗаявление официального представителя МИД Турции Хами Аксоя, обвинившего Китай в применении пыток в лагерях и тюрьмах по отношению уйгурским туркам, стало неожиданностью для многих, даже для членов уйгурской диаспоры.
Как отмечает турецкая ежедневная газета "Хюрриет" в статье Turkey hits China hard over Uighur. Why now?, в интервью New York Times уйгурский ученый и активист Тахир Имин похвалил реакцию Турции на действия Китая, заявив: "Многие из нас критиковали турецкое правительство за его позицию по этому вопросу, но сегодня многие уйгуры выражают благодарность турецким властям". Он также выразил надежду на то, что "турецкое правительство станет примером для других мусульманских стран, которые могли бы оказать дополнительное давление на Пекин".
Благополучие уйгурского населения Китая всегда беспокоило Турцию и турецкую общественность из-за тесных этнических и религиозных связей. Анкара не раз критиковала Пекин, когда Китай вводил ограничения и дополнительные меры в отношении уйгурских турок. Действия китайских властей нередко приводили к массовым уличным протестам.
Однако некоторое еще время турецкая сторона не реагировала на проблему. Правительство Партии справедливости и развития (ПСР), которое стремилось к дальнейшему улучшению экономических и торговых отношений с Китаем, не принимало во внимание происходящее. Турецкие дипломаты, которые посещали организованные ООН встречи, в ходе которых обсуждались проблемы уйгурского населения Китая, придерживались довольно мягкой позиции в отношении страны. Именно правящая партия в конце 2018 года отклонила предложение парламента расследовать недавние нарушения прав человека китайским правительством.
Эта позиция правительства вызвала негативную реакцию как на международной арене, так и внутри Турции. "Хорошая партия" и другие мелкие партии раскритиковали ПСР за то, что она решила проигнорировать существующие проблемы. 24 января Партия великого единства провела массовую акцию протеста в поддержку уйгурских турок, призвав правительство принять необходимые меры. В последствии подобные акции протеста и митинги прошли в разных уголках страны.
ПСР всегда активно защищала права мусульман, притесняемых из-за религии. Поэтому молчание правящей партии по поводу недавних событий было расценено как проявление слабости. Другой причиной, из-за которой Министерство иностранных дел сделало заявление, стала смерть выдающегося поэта Абдурехима Хейита во время второго года лишения свободы в Китае. Эта трагедия стала последней каплей для Анкары.
Заявление было сделано на фоне того, как Турция пытается развивать отношения с Китаем практически по всем направлениям. Недавно президент Эрдоган даже пригласил лидера КНР Си Цзиньпина посетить Турцию. К тому же, как напоминает New York Times, Анкара получила кредит на $3,6 млрд для развития энергетического и транспортного сектора от Промышленного и коммерческого банка Китая.
Какова бы ни была причина этого шага, заявление Турции следует рассматривать как новую позицию страны по Китаю, принятую ПСР. Характер заявления официального представителя турецкого Министерства иностранных дел, в котором действия Китая названы "великим позором для человечества", безусловно будет иметь последствия для отношений между Анкарой и Пекином.