"Северный поток-2" станет последним проектом России в Европе?
Читать на сайте Вестник КавказаГермании не следовало единолично принимать решение о строительстве газопровода "Северный поток-2" в Европе, полагает председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер.
Из европейских дискуссий о вызвавшем множество споров между членами ЕС проекте он делает следующий вывод: "Если мы хотим европейскую внешнюю политику, то мы также должны иметь общую внешнюю энергетическую политику". "В будущем по подобным проектам не должны приниматься единоличные решения", - заявил опытный немецкий дипломат в интервью Deutschlandfunk.
По его мнению, если Европа стремится к общеевропейской внешней политике, то нельзя выносить за скобки энергетическую политику и принимать национальные решения в одиночку.
"То, что мы верили, что сможем сделать это до конца как проект, который не подлежит общеевропейскому консенсусу и принятию решений, было незначительным врожденным дефектом в политике Германии в вопросе "Северного потока-2"", - указал Ишингер.
В то же время он предупредил, что допустить провал проекта, "так сказать, на последних ста метрах марафона" было бы нарушением фундаментальных принципов германской политики. Если это будет сделано путем внесения изменений в существующие правила, то это станет нарушением принципов, которые всегда были очень важны для политического поведения Германии, отметил Ишингер. "А именно, что мы предсказуемы и надежны, и достигнутые с нами договоренности исполняются", - уточнил он.
Главным уроком из спора о "Северном потоке-2" является то, что нечто подобное не должно более повториться. "В будущем такие проекты должны быть европейского базирования", - признал Ишингер.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Вольфганг Ишингер отстаивает не столько общеевропейские, сколько американские интересы, и именно фактор американского влияния будет портить любые перспективы введения в Евросоюзе консенсусной энергетической политики.
"Странам Евросоюза было бы действительно выгодно ввести единую энергетическую политику и заниматься обеспечением энергобезопасности ЕС сообща, поскольку это сняло бы те конфликты, что есть сейчас – но только при том условии, что они реально бы отстаивали собственные интересы, а не чужие. Тот же Вольфганг Ишингер, который недавно был в Москве на Гайдаровском форуме, проводил там довольно критическую линию по отношению к России, постоянно говорил, например, что Россия должна выполнить одна все Минские соглашения, после чего Запад будет урегулировать украинский кризис, и совершенно не хотел слышать, что Россия все, что от нее требовалось, уже выполнила. Также он требовал, чтобы после выхода американцев из ДРСМД Россия осталась в договоре в "качестве жеста доброй воли", и все в таком духе", - рассказал Игорь Юшков.
"Если бы все страны Евросоюза отстаивали только европейские интересы и думали лишь о собственной энергетической безопасности, Россия поддержала бы обеими руками введение единой энергополитики. Между тем опыт "Северного потока-2" показывает, что ряд не самых крупных стран ЕС зачастую ведут политику в интересах иностранных поставщиков, таких как США, активно строящих сейчас СПГ-терминалы. Чисто экономически "Северный поток-2" только укрепляет энергетическую безопасность ЕС, ведь Россия диверсифицирует маршруты доставки газа в Европу и строит совершенно новый газопровод, который будет работать надежнее, чем 30-40-летние украинские газопроводы, не прошедшие модернизацию. По сути, "Газпром" бесплатно для Евросоюза строит трубу на 55 млрд кубометров газа в год, а действующие в интересах США агенты утверждают, что она увеличит зависимость Европы от российского газа, хотя речь идет лишь об изменении маршрута доставки с Украины на Балтийское море", - обратил внимание эксперт.
Аргумент о чрезмерной зависимости ЕС от РФ и необходимости диверсификации источников газа для Европы тоже не работает. "Источники газа у Европы и так диверсифицированы. Почему-то редко говорят о том, что в Европе построено СПГ-терминалов на 200 млрд кубометров газа. Каждый год они заполняются только на четверть, то есть технически ЕС может позволить себе закупки альтернативного газа практически в тех объемах, которые поставляет Россия. Теоретически Европа сможет обойтись без трубопроводного газа из России – но этого не происходит, более того, три года подряд "Газпром" ставит рекорды по объемам европейского экспорта газа. Причины понятны – Россия является надежным поставщиком, который может к текущим 200 млрд кубометров газа в год добавить еще до 150 млрд кубометров, так как ресурсная база у нас огромная. Этим мы выгодно отличаемся от Норвегии, где предполагается спад добычи по технологическим причинам, и Алжира, где добыча не растет, а внутреннее потребление увеличивается. Американский СПГ попросту дороже нашего трубопроводного", - пояснил он.
"Важно также добавить, что единая энергетическая политика ЕС, на самом деле, уже существует, необходимые для этого механизмы разработаны, и тот же "Северный поток-2" "Газпром" реализует строго по европейским правилам. Вольфганг Ишингер же хочет, чтобы разрешения на строительство газопроводов принимали не правительства стран, которые будут пользоваться этими трубами, а Брюссель. Это продолжение инициативы вице-президента Еврокомиссии по энергосоюзу Мароша Шефчовича о наделении Брюсселя правом вето на коммерческие сделки, не только на строительство любых газопроводов, но и просто на покупку газа. По сути, они предлагают запрятать либеральную идею ЕС глубоко в ящик и сделать еврочиновничество не просто ночным сторожем, а диктатором Европы. Они говорят о необходимости ликвидации экономических свобод в Евросоюзе, и энергетический союз ЕС сейчас создается именно с прицелом на подобную регуляцию – указывать каждой компании, у кого покупать газ можно, а у кого нет. Не похоже, чтобы это делалось в интересах европейских стран и потребителей", - заключил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.