Москва может стать гарантом безопасности нейтрального Туркменистана

Читать на сайте Вестник Кавказа

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров завершил свое центрально-азиатское турне визитом в Ашхабад. В ходе переговоров с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым обсуждались вопросы двусторонней повестки дня, ряд международных и региональных проблем, затрагивающие интересы стран Каспийского региона.

Ключевой темой стала каспийская проблематика. В интервью туркменском государственному агентству TDH глава внешнеполитического ведомства РФ напомнил, что именно в Туркменистане в 2002 году начался процесс переговоров на высшем уровне между главами прикаспийских государств, который в 2018 году завершился историческим событием – подписанием Конвенции о правовом статусе Каспия. "Большое значение для укрепления взаимодействия "Каспийской пятерки" играют Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и взаимодействии в транспортной сфере, инициированные президентом Бердымухамедовым", - сказал российский министр. Он отметил, что "в целом у России хорошие планы на дальнейшее сотрудничество с Туркменистаном, в том числе в рамках предстоящего I Каспийского экономического форума и VI Саммита глав прикаспийских государств".

Эксперты объясняют обеспокоенность Москвы тем, что в Прикаспийском регионе в последнее время активизировалось сотрудничество в направлении Евросоюз – США. Одним из участников этих проектов стал Ашхабад, который хочет диверсифицировать поставки своего газа. "Газпром", обещавший закупать туркменский газ с 1 января 2018 года все еще ведет переговоры. Правда, как заметил Лавров, "Туркменистан удовлетворен контактами с "Газпромом", переговоры продолжаются".

Другим направлением должно стать - европейское. Это намерение совпадает с планами Брюсселя, который рассчитывает на увеличение поставок объемов газа по Южному газовому коридору, по которому сейчас идет азербайджанский газ. Для реализации этих планов к Южному газовому коридору необходимо подключить Туркменистан. Сделать это можно, построив Транскаспийский газопровод.

Финансировать проект, скорее всего, будет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Ашхабад 31 января посетила делегация ЕБРР во главе с управляющим директором по Центральной Азии Бруно Бальванера. В это же время в Туркменистане побывал специальный представитель ЕС по Центральной Азии Петер Буриан. На встречах с президентом Бердымухамедовым отмечалась "высокая динамика развития отношений между Ашхабадом и Брюсселем, основой которых стали десятки уже реализованных и осуществляемых совместных проектов и программ". Сообщалось, что Европейский союз откроет в Ашхабаде свое представительство.

Заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко заявил, что в отношениях России и Туркменистана, а также других стран Центральной Азии изменился главный геополитический подход. "Если прежде были какие-то совместные экономические, энергетически, транспортные проекты, в частности, дорога Север-Юг, то сейчас у Москвы остался только один товар – безопасность", – сказал "Вестнику Кавказа" Панкратенко. Москва предлагает стать гарантом безопасности нейтрального Туркменистана. При этом речь идет о безопасности не только собственно туркменских газодобывающих и газотранспортных инфраструктур, но и тех, которые в последнее время построены здесь Китаем. Именно от их нормального функционирования во многом зависит сегодняшнее благополучие Туркменистана. Задача Лаврова – убедить туркменское руководство в том, что обращение за помощью к России как нельзя лучше поспособствует сохранению нейтралитета. "Безопасность в обмен на лояльность. Из этой же серии был зондаж по поводу открытия в Киргизии второй российской военной базы", – считает эксперт. По его мнению, не исключено, что туркмены ответят согласием, но поскольку нейтралитет – это основной принцип Туркменистана, а отказ от основного принципа стоит очень дорого: беспроцентные финансовые кредиты, товарные кредиты, особенно в части продовольствия, которым надо срочно закрыть товарный дефицит, существующий в стране. "Этот торг может длиться очень долго. Все дело в том, что Россия в Туркменистане уже лишний игрок", - подчеркнул эксперт.

Туркменистан и Румыния продвигают транспортно-транзитный коридор "Каспийское море – Черное море". Вторым транспортным звеном стал коридор "Ляпис-лазурь", основными участниками которого стали Афганистан-Туркменистан через Каспийское море – Азербайджан-Грузия-Турция. Предполагается, что по этому маршруту пойдут грузы в/из Афганистана. По мнению туркменского эксперта Сердара Айтакова под этими грузами подразумевается "афганский транзит". Дело в том, что из Афганистана возить абсолютно нечего. "Несколько десятков контейнеров шафрана, столько же шерсти, сухофрукты. А вот оружия в Афганистан нужно много. И много продовольствия для натовских солдат. Поэтому важен и контекст вероятного транзита грузов в интересах военного (и прочего) присутствия стран Запада в Афганистане, через Каспийское море. Да, по духу и букве Конвенции о правовом статусе Каспия, а также по договоренностям (и целям) подписантов, присутствие военных сил внерегиональных стран и военных блоков на Каспии запрещено. Однако весь пропагандистский антураж, возможно, осуществляется в целях маскировки организации системной переброски грузов в интересах группировки США и НАТО в Афганистане. Из текста Конвенции непонятно, возможен ли такой транзит в принципе, но все эксперты и государственные чиновники открещиваются от этой идеи, хотя прямых и косвенных утечек на эту тему уже довольно много", – сказал "Вестнику Кавказа" Сердар Айтаков. При этом, по мнению эксперта, не исключено, что все грузы будут оформляться как коммерческие и гуманитарные. Они не должны, судя по замыслу организаторов, привлекать внимание России и Ирана, и факт их перемещения через Каспий не должен вызывать ни подозрений, ни возражений.