Эра популистов продлится 30 лет

Читать на сайте Вестник Кавказа

Со времени двойного политического потрясения 2016 года - голосования в Великобритании за выход из Евросоюза и избрания Дональда Трампа президентом США - аналитики спорят о том, можно ли считать эти события временным отклонением от нормы или началом новой эры. Financial Times в статье The Trump era could last 30 years прогнозирует, что будущие историки станут рассматривать события 2016 года как на начало нового цикла в мировой истории. Подобные циклы могут длиться довольно долго - до 30 лет.

За время, прошедшее после голосования по Брекситу и избрания Трампа, глобальное популистское движение набрало обороты. Трампа презирает большая часть западного истеблишмента и СМИ, но у него есть много поклонников по всему миру, некоторые из которых руководят правительствами. Это новый президент Бразилии, крупнейшей страны Латинской Америки, Жаир Болсонару, правительства Саудовской Аравии, Израиля, Польши и Венгрии, которые идеологически ближе к Белому дому Трампа, чем к Европейской комиссии в Брюсселе. Маттео Сальвини, заместитель премьер-министра Италии (и самый влиятельный человек в стране), также считает Трампа примером для подражания.

Сейчас несколько европейских популистских партий проводят кампанию по выходу из ЕС. Настрой против истеблишмента, который привел к голосованию за Брексит, набирает силу в Европе. Он нашел выражение в самых различных формах, от движения ”желтых жилетов” во Франции до появления партии "Альтернатива для Германии", которая уже представляет собой официальную оппозицию в парламенте Германии.

Существование подобного прецедента может стать началом ”эры популистов”, которая продлиться около трех десятилетий. Все усилия по исторической периодизации в выглядят натянутыми, но в послевоенной западной политике можно выделить две эпохи, каждая из которых длилась около 30 лет. Период с 1945 по 1975 год, известный как Славное тридцатилетие во Франции, считается эпохой сильного экономического роста на Западе наряду с созданием государств всеобщего благосостояния и кейнсианским управлением экономики. Причем все это происходило на международном фоне холодной войны. К середине 1970-х годов эта модель столкнулась с проблемами в англо-американском мире: Британия страдала от стагфляции, а президент Джимми Картер диагностировал национальный ”недуг” в США. Новая эра (часто называемая ”неолиберальной”) началась в 1979 году с избрания Маргарет Тэтчер в Великобритании, а затем Рональда Рейгана в США в 1980 году.  ретроспективе это также было частью глобального сдвига. В 1978 году Дэн Сяопин пришел к власти в Китае и инициировал политику рыночных ”реформ и открытости”. Коммунистический блок в Европе начал трещать по швам с образованием профсоюза ”Солидарность” в Польше в сентябре 1980 года. Закладывались основы глобализированной капиталистической экономики. Эта ”неолиберальная эра” тоже длилась около 30 лет, пока не была дискредитирована мировым финансовым кризисом 2008 года. Как и в случае с концом Славного тридцатилетия, потребовалось несколько лет, прежде чем появилось новое идеологическое движение. Это произошло в 2016 году с избранием Трампа и после Брексита.

Почему циклы в современной истории длятся около 30 лет? Одно из возможных объяснений состоит в том, что успешные идеологии и политические движения, которые они порождают, проходят через цикл подражания, а затем превосходят предыдущие течения. Если новые движения или политики оказываются успешными, у них появляются подражатели по всему миру. Идеологический импульс создает спрос на оригинальные идеи, лежащие в основе движений, которые будут продвигаться дальше и быстрее. Это приводит к "чрезмерной фазе" цикла. Пример подобной идеологической чрезмерности - требование рейганитов о более низких налогах и отказа от бюрократии, что привело к чрезмерному дерегулированию финансов, кульминацией которого стал финансовый кризис.

Тот факт, что популистские и националистические партии по всему миру уже принимают сигнал от Трампа, говорит о том, что цикл подражания идет полным ходом. В настоящее время политики, подобные Виктору Орбану в Венгрии, а также Сальвини и Болсонару подражают поведению Трампа: они осуждают ”глобализм”, обвиняют СМИ в распространении ложной информации, высмеивают политкорректность и презирают международные организации, которые пытаются решать такие проблемы, как изменение климата и распределение беженцев.

Для продолжения периода подражания популистскому движению успеха на выборах будет недостаточно. Потребуются результаты в реальном мире. Славное тридцатилетие было признано таковым, потому что уровень жизни на Западе заметно повысился. Точно так же эпоха Рейгана-Тэтчер была подкреплена возобновлением экономического роста и победой в холодной войне. Но пока что Брексит сталкивается с серьезными проблемами, а администрация Трампа пытается найти опору. Если популисты не смогут добиться ощутимых результатов, их новой эре придет конец в самом начале.