Возрождение полиэтничности в Ингушетии

Читать на сайте Вестник Кавказа
Моноэтничность – фактор не только социальной напряженности, но и экономического отставания. В свое время массовый выезд из республик Северного Кавказа специалистов русской национальности негативно отразился как на экономическом развитии региона, так и на социально-политической стабильности, ведь русских считали «связующим звеном» между местными народами. Сегодня в Ингушетии многие хотели бы видеть русскоязычных учителей, врачей, продавцов, работников сферы обслуживания. Закрытый, анклавный образ жизни усугубляется тем, что родственные отношения на Северной Кавказе слишком тесны и мешают двигаться национальным республикам вперед. Между тем, очевидно, что совместный труд объединяет людей, служит основой для солидарности в обществе. Решение единых задач, постоянные контакты, живое общение друг с другом помогает духовному единению людей разных национальностей. В этом контексте уникален по своей организации сельскохозяйственный кооператив «Славянка», который расположен в Сунженском районе Ингушетии.

В СПК «Славянка» трудится русскоязычное население станицы Троицкая Сунженского района. Из нескольких десятков рабочих и служащих этого хозяйства, располагающего 380 гектарами земли, на полях работают семь представителей местного казачества, в том числе и гендиректор «Славянки» Анатолий Бузов. За плечами Анатолия Михайловича многолетний трудовой путь в советских и хозяйственных органах Сунженского района. Во времена СССР он был председателем колхоза-миллионера «Путь к коммунизму», работал заместителем председателя Сунженского райисполкома ЧИАССР. Учредителем и инвестором СПК «Славянка» стал молодой ингушский предприниматель Магомед Сапралиев. В хозяйстве трудятся механизаторы, русские по национальности, Александр Кузнецов, Иван Пантелеев, учетчица – Галина Сидельникова, замдиректора по производству - чеченец Илез Эсмурзаев, главный инженер - ингуш Магомед Оздоев.

Кооператив выращивает зерновые, крупяные, технические и овощные культуры. В этом году на 92-х гектарах выращивали картофель. Сорта «второго хлеба» завозили из села Заворово Раменского района Московской области, где занимаются возделыванием семян «суперэлиты» и «элиты» под руководством доктора сельскохозяйственных наук Владимира Акатьева. Деловые партнеры – частые гости картофельном поле «Славянки». Площади посевов картофеля со временем намечается увеличить. Учредитель СПК «Славянка» Магомед Сапралиев планирует в скором будущем запустить цех по разведению гусей и уток, а также крупного рогатого скота.

Совместный труд людей разных национальностей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченных ими усилий. Кооператив «Славянка» - это хорошо забытое старое, которое мы чуть было не потеряли в лихолетье девяностых прошлого века. Пик оттока русскоязычного населения из республик Северного Кавказа, особенно из Дагестана, Чечни и Ингушетии, пришелся на середину 1990-х. По данным экспертов российской Академии наук, в период между двумя переписями (1989- 2002 гг.) доля русских в общей численности населения на Северном Кавказе сократилась с 26% до 15%, а в отдельных республиках – до 1%-4%.

Даже в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, где традиционно общество было более толерантно, титульная нация Российской Федерации испытывает определенные трудности. В РСО-Алания ситуация усугубляется большим числом беженцев из Южной Осетии, а в КБР – активизацией национал-патриотических экстремистских сил. Накладывает отпечаток также высокая естественная убыль и низкая рождаемость русского населения. В Чечне и Ингушетии на русском языке уже общаются мало, хотя когда-то некоторые грозненские чеченцы и ингуши даже не знали родного языка.

Осетино-ингушский конфликт, две чеченские войны сделали эти республики практически мононациональными. «Мононациональный регион - путь в никуда», - любил повторять второй президент Ингушетии Мурат Зязиков и учредил республиканскую программу «Возвращение и обустройство русскоязычного населения, ранее проживавшего в РИ», которая так и не была реализована. Собственных сил республике не хватило для решения столь сложной и масштабной задачи - остановить отток и добиться возвращения десятков тысяч русских и русскоязычных людей к местам их прежнего проживания. Поэтому сейчас в Ингушетии говорят, что при решении этой проблемы должна резко возрасти координирующая роль федерального центра.

Мне часто приходилось посещать небольшие городки - Майский, Новоалександровка - в Кабардино-Балкарии, где преимущественно проживают русские. Там благостная, спокойная атмосфера - люди ездят на работу на велосипедах, отдыхают в летних кафе, ночью гуляют по улицам, играют в шахматы во дворах, чего практически не увидишь в Ингушетии. Между тем местные жители считают, что недостаточное реагирование правоохранительных органов на отдельные преступления межэтнического характера должно жестко пресекаться, а любой перевод бытовых и имущественно-финансовых споров на межнациональную почву необходимо «выжигать каленым железом». Возрождение полиэтничности – сложная проблема, сопряженная с решением целого комплекса социально-экономических задач, но федеральному центру придется озаботиться ею уже сегодня и сейчас.