Матвей Катков на Вести.FM: объективное исследование роли Петлюры в еврейских погромах практически невозможно
Читать на сайте Вестник КавказаПроблема объективного исследования революционных событий на окраинах Российской империи, в частности, на территории Украины, сегодня стоит остро, особенно в свете политической актуальности этой темы. При этом крайне трудно изучать этот период, так как вопрос этот крайне политизирован киевскими властями. Об этом заявил сегодня в прямом эфире передачи "Нацвопрос" на Вести.FM аналитик "Вестника Кавказа" Матвей Катков.
"Нацвопрос" - еженедельная передача на Вести.FM, в ходе которой обсуждают различные аспекты национальных отношений в России и странах СНГ. Сегодня в эфире разбиралась проблема увековечивания на Украине памяти Симона Петлюры.
"С одной стороны Петлюра, разумеется, ответственен за еврейские погромы, это очевидно. Но с дорогой стороны, возникает вопрос, а до какой степени власть отвечает за подобные проявления, особенно в революционные годы. Ведь часто подобные действия предпринимаются снизу. Тем не менее, Петлюра несет ответственность за эти события, полностью откреститься от них сумбуром революционной эпохи невозможно. Крайне трудно сейчас установить, сколько именно было жертв погромов, но историками называется цифра около 50 тыс", - рассказал эксперт.
При этом он отметил, что очень трудно выявить личные взгляды Петлюры на еврейский вопрос.
"С одной стороны, еврейские погромы говорят сами за себя, на Петлюре лежит ответственность за них как на фактическом главе государства. С другой стороны, известно, что в молодости он сочувственно относился к проблемам евреев в Российской империи, о чем написал в 1907 году в предисловии изданной Киеве пьесе Чирикова "Евреи"", - напомнил историк.
По его словам, сама по себе тема Петлюры и европейских погромов крайне непростая, а современные политические спекуляции на ней делают ее изучение еще сложнее.
Он также обратил внимание на то, что мемориал Петлюре украинские власти воздвигают не в контексте отношений с евреями, а в контексте создаваемой ими украинской национальной идеологии. При этом еврейский вопрос в биографии Петлюры практически полностью выводится за скобки, а сам Петлюра ставится в один ряд с Иваном Мазепой и Степаном Бандерой.
"В исторической науке ранее высказывалась надежда на возможность более объективного изучения революционных событий на окраинах Российской империи, в частности, на Украине. Высказывалось мнение, что спустя столетие проблема утратит политическую актуальность, что позволит более подробно и многопланово ее исследовать. Увы, сейчас мы наблюдаем совершенно иную тенденцию", - заключил эксперт.