Российские и азербайджанские певцы представили Stabat Mater Джованни Перголези в Баку
Читать на сайте Вестник КавказаНа сцене Азербайджанского государственного музыкального театра впервые прозвучала музыка Stabat Mater Джованни Перголези. Об этом сообщает корреспондент "Вестника Кавказа".
Солистами выступили Фидан Дамирова (контральто) и солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Мария Пахарь (сопрано). Музыкальный руководитель и дирижер - художественный руководитель сочинского симфонического оркестра Антон Лубченко. В концерте участвовали камерный хор ЛУМИНЭКС (художественный руководитель Нааля Барателия) и камерный оркестр МИКС-АРТ.
Stabat mater - католическая хоровая композиция о скорби Божьей Матери у подножия Креста на текст распространенного в средневековье стихотворения, написанного на латинском языке. Стихотворение, которое приписывают францисканскому монаху Якопоне да Тоди, жившему в XIII веке, начинается словами Stabat Mater dolorosa ("Стояла мать скорбящая"). В конце ХIV веке, положенное на популярную мелодию, оно вошло в певческую практику в виде секвенции. Классические образцы этой композиции можно найти у Жоскена Депре и Палестрины. Самые известные Stabat Mater создали Джованни Перголези и Йозефа Гайдна (XVIII век), Франца Шуберта, Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Антона Дворжака (XIX век), Франсиса Пуленка, Кароля Шимановского, Кшиштофа Пендерецкого (ХХ век).
Дословный перевод с латыни не производит такого впечатления как музыкальное произведение в целом. Генрих Гейне отмечал: "Величайшие художники и в живописи, и в музыке скрашивали беспредельные ужасы страстей Христовых множеством цветов и смягчали тем самым кровавую серьезность игривой нежностью ...".
Короткая жизнь Джованни Перголези овеяна тайнами и легендами, одна из них связана с созданием незадолго до смерти гениального произведения - Stabat Mater. Он полюбил девушку, родители которой не позволили ей выйти замуж за бедного музыканта. Девушка, своей красотой и характером очень напоминала композитору Деву Марию, стала монахиней и вскоре умерла в монастыре. А безутешный Перголези написал божественную музыку, в которой воспел свою возлюбленную. Произведение, состоящее из 13 частей, выдержано в стиле lamento - жалобы, скорби. Это трогательный рассказ о глубоких человеческих чувствах. Звучание музыки Перголези легкое и прозрачное - только щемящие диссонансы и меланхолический минор иногда омрачают его.
Обобщением и глубиной эмоций Джованни Перголези в какие-то моменты приближается к Вольфгангу Амадею Моцарту. Композитор Джоаккино Россини, услышав эту музыку, был растроган, он считал, что "в своем жанре она достигает предельной красоты".