Что выведет абхазскую экономику из системного кризиса
Читать на сайте Вестник КавказаПо оценке абхазских ученых, сегодня экономика республики находится в стадии системного кризиса. "Стратегия социально-экономического развития Республики Абхазия до 2025 года", программа "25 шагов по развитию экономики Республики Абхазия до 2025 года" пока особых результатов не дают. О том, каким образом может быть достигнут экономический подъем в республике, рассуждает обозреватель "Вестника Кавказа" Мамикон Бабаян.
Экспортный потенциал Абхазии многократно превышает его объемы. Длина береговой линии составляет 214 км, позволяя рассматривать ее как основу потенциального развития. В наследство от СССР республике остались территории морских портов, расположенных в Сухуме, Новом Афоне и Гаграх. Выгодное географическое положение Абхазии и полноценное использование транспортных возможностей по перевозке грузов и пассажиров может дать значительный экономический эффект для всего Южного Кавказа. Однако неразрешенность проблем с Грузией и политический статус самой Абхазии сдерживает приток иностранных инвестиций, в том числе развитие морского сообщения.
Модернизация технического оснащения морских грузоперевозок необходима для оптимизации сухопутных маршрутов. В республике сохраняются проблемы связные разрушенной железнодорожной инфраструктурой, аварийностью, закрытыми автомобильными туннелями и мостами. Действующие сухопутные маршруты в будущем могут быть перегружены вследствие интенсивно растущего грузопотока. По данным российского министерства транспорта, уже по итогам 2017 года объем перевозок грузов составил более 150 тыс. тонн, увеличившись на 21% по сравнению с 2016 годом. Следовательно, нужно всерьез рассматривать вопрос реанимации морских портов, которые имеют реальную перспективу стать единым транспортным комплексом, объединяющим железнодорожные, автомобильные, авиационные пути, с учетом того, что большая часть товаров и грузов доставляется на Южный Кавказ непосредственно через Каспий и Черное море.
Необходимость обновления экспортного потенциала объясняется торговым дисбалансом Абхазии. Анализ внешнеэкономической деятельности демонстрирует нарастающий разрыв между экспортом и импортом в пользу последнего. Согласно последним данным, опубликованными Федеральной таможенной службы РФ, в 2017 году товарооборот России с Абхазией составил 260 594 058 дол., увеличившись на 4,95% по сравнению с 2016 годом. Экспорт в Абхазию в 2017 году составил 206 958 187 дол., увеличившись на 3,36%. Импорт из Абхазии оказался куда меньше и составил 53 635 871 дол., увеличившись на 11,59% по сравнению с 2016 годом. По мере экономического развития Абхазии разрыв будет увеличиваться, поскольку, во-первых, все большая часть продукции сельского хозяйства (доминирующей экономической отрасли) будет реализовываться на внутреннем рынке для обслуживания туризма, а, во-вторых, развитие туризма будет усиливать импорт республики.
На данный момент основным торгово-экономическим партнером Абхазии остается Россия. Тем не менее одним из перспективных направлений сотрудничества может стать развитие отношений Абхазии с Грузией и северокавказскими субъектами Российской Федерации. Для этого необходимо восстановление главного связующего маршрута между Абхазией и Северным Кавказом – 143-километровой Военно-Сухумской дороги. Хотя руководство Абхазии выступает против восстановления автомобильного сообщения, аргументируя это вопросами экологии, но для регионов Северного Кавказа это прямой путь к морю, к портам и курортам, а для Абхазии - кратчайший путь для реализации продукции промышленного сектора экономики, в частности угля. Такой проект может быть крайне выгоден и Грузии, ввиду того, что движение по действующей Военно-Грузинской дороге значительно затрудняется в зимний период.
При этом абхазский экспорт нуждается в диверсификации, чему может поспособствовать формирование экономического треугольника между Абхазией, Грузией и Россией как минимум в приграничной зоне. Тбилиси не восстановил дипломатические отношения с Москвой, но это не мешает развивать экономические отношения с РФ, которые имеют положительную динамику. Транзит грузов через Абхазию благоприятно скажется на объемах ее собственного рынка, превратив транспортную инфраструктуру в транзитную. Дорога позволит Грузии наладить железнодорожное сообщение с Украиной и Белоруссией. Наконец, Россия преодолевает нехватку сухопутного сообщения с Турцией. Несмотря на то, что Грузия и Абхазия избрали различные пути приобщения к многосторонним схемам экономической интеграции, сторонам стоит заняться изучением всех нюансов и возможных "внештатных ситуаций", которые могут произойти в связи с разностью таможенных режимов.
Однако главное, что придется принять во внимание при решении проблем открытия сухопутных магистралей, это необходимость урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В расширении сухопутного транспортного сообщения между Южным Кавказом и Россией в первую очередь заинтересована Армения, у которой закрыты границы с двумя (Азербайджаном и Турцией) из четырех соседей. Проблему транзитных магистралей Ереван поднимает с завидной регулярностью, отказываясь при этом от компромиссов в карабахском урегулировании. (См. Пашинян в Грузии интересовался транзитными коридорами. И разочаровался). Словом, расширение сухопутного сообщения упирается в непреклонную позицию Еревана, пока так и не осознавшего, что на Кавказе перетянуть "одеяло на себя" пока еще ни у кого не получалось - природные условия не способствуют.