Пашинян в Грузии интересовался транзитными коридорами. И разочаровался

Читать на сайте Вестник Кавказа

На следующий день после официального назначения на премьерский пост Никол Пашинян приехал в Грузию. Это не первый визит лидера "армянской революции" в соседнюю страну, весной прошлого года он уже побывал там в статусе премьера, но нынешний рабочий визит кардинально отличался от предыдущего, напоминая ельцинский формат "встреча без галстуков и без жен".

По сведениям "Вестника Кавказа", договоренность о визите Пашиняна была достигнута еще в декабре прошлого года, но место, время, протокол и повестка дня были обговорены буквально за день-два. Поэтому визит, даже с чисто протокольной стороны, выглядел довольно странно - премьер Армении приехал на автомобиле в поселок городского типа Болниси, и главы правительств, обладающие реальной властью в обоих странах, разговаривали в комнатке, похожей на камеру в нидерландской тюрьме облегченного режима.

Источник в госканцелярии Грузии сообщил "Вестнику Кавказа", что проведение встречи в месте, где нет соответствующих условий, было инициативой армянской стороны. Болниси - районный центр и узловой пункт региона Квемо Картли. Значительная часть населения Болниси - армяне. А большинство населения Квемо Картли - азербайджанцы. Язык дипломатии сложен... Никол Пашинян встретился с местной армянской общиной и зажег свечу в церкви.

Что касается самих переговоров, то никаких официальных сообщений на этот счет нет. Пресс-служба премьер-министра Грузии утверждает, что Мамука Бахтадзе "лично поздравил Никол Пашиняна с назначением на пост главы правительства Армении" и все. Однако, согласно данным источников "Вестника Кавказа", основной темой переговоров вновь стала проблема коммуникаций для Армении. Так совпало, что в день приезда Пашиняна МВД Грузии вновь закрыло Военно-Грузинскую дорогу - единственную автотрассу, благодаря которой Армения может торговать с Россией. Эту сухопутную коммуникацию лихорадит уже несколько недель: сотни большегрузных автомобилей застряли в высокогорье, не имея возможности повернуть обратно или доехать до грузино-российской границы.

Пашинян интересовался ходом исполнения российско-грузинского соглашения о "транзитных коридорах" через Абхазию и Южную Осетию. Москва и Тбилиси уже оформили соответствующие соглашения с швейцарской фирмой SGS, чьи специалисты должны встать по обе стороны "коридоров". Теоретически армянские грузы могут "нырнуть" в этот коридор у Цхинвала и прибыть в Владикавказ через Рокский тоннель по гораздо более предсказуемой и безопасной во всех отношениях Транскавказской магистрали - автотрассе Гори-Цхинвали-Джава-Владикавказ. В перспективе по аналогичной модели может заработать и ЖД магистраль через Абхазию по маршруту Ереван-Тбилиси-Сухум-Сочи. Но, как и ожидалось, ничего радостного от грузинского коллеги Пашинян не услышал, поскольку реальная имплементация соглашения 2011 года о транзитных коридорах невозможна без согласия Южной Осетии и Абхазии.

Вторая тема, которая, по сведениям "Вестника Кавказа" очень интересовала Никол Пашиняна - строительство крупнейшего на черноморском побережье Кавказа порта "Анаклия". Этот глубоководный порт с 2020 года сможет принимать океанские корабли, тогда как Поти и Батуми, используемые в том числе Арменией, на это не способны. С следующего года Армения сможет импортировать через "Анаклию" больше грузов по сравнительно низкой цене. Грузинские эксперты уверены, что Пашинян рассчитывает на все опции "грузинского транзита", чтобы выполнить свои многочисленные обещания избирателям. "Он много чего наобещал армянскому народу, а невыполнение обещаний по повышению уровня жизни ему никто не простит", - сказал "Вестнику Кавказа" политолог Георгий Хухашвили. "Пашинян приехал без рюкзака и грузинские власти очень обрадовались, потому что в том рюкзаке мог прятаться Михаил Саакашвили", - пошутил эксперт. Шутку могут оценить те, кто помнит многочисленные высказывания бывшего президента Грузии о готовности перенять опыт Пашиняна по организации новой революции в Грузии.