Куда Россия ушла из доллара?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Центробанк России с полугодовым лагом опубликовал сведения о географической и валютной структуре своих международных резервов.

Оказалось, что в конце июня прошлого года американский доллар потерял многолетнее первенство в российских золотовалютных резервах: его доля сократилась вдвое до исторического минимума в 21,9% по сравнению с 43,7% на конец марта минувшего года, пишет РБК.

В апреле-мае, по данным Минфина США, Россия провела беспрецедентную распродажу гособлигаций США, освободившись за два месяца от бумаг на $81 млрд. Это было сделано сразу после апрельского раунда санкций против крупнейших российских бизнесменов, в том числе Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга, их компаний En+, Rusal и "Ренова". В какие валюты переложилась Россия, оставалось неизвестным.

Теперь, судя по информации, представленной регулятором, за второй квартал прошлого года ЦБ РФ уменьшил резервы в долларах примерно на $100 млрд (с $201 млрд до $100 млрд). На $44 млрд выросли резервы в евро (со $102 млрд до $147 млрд) и на столько же в китайских юанях (с $23 млрд до $67 млрд). Кроме того, появились резервы в японских иенах, причем сразу на $20,6 млрд.

Таким образом, Центробанк во втором квартале прошлого года перевел около $100 млрд из американских долларов в евро, юани и иены.

К середине прошлого года евро занимал 32% золотовалютных резервов России. На долю доллара приходилось 21,9%, на долю золота - 16,7%, на долю китайского юаня - 14,7%. Еще 6,3% в портфеле Банка России занимал фунт стерлингов, 4,5% - японская иена, 2,9% - канадский доллар, 1% - австралийский доллар.

За второй квартал регулятор уменьшил долю резервов, размещенных в ценных бумагах иностранных эмитентов, почти на $45 млрд, увеличив при этом долю резервов в виде депозитов с иностранными контрагентами и остатков на счетах с иностранными корреспондентами на $37,5 млрд. Здесь идет речь о депозитах Банка России в других национальных центральных банках, Банке международных расчетов и МВФ, а также в иностранных коммерческих банках.

Часть средств, переведенных ЦБ в евро, могла быть размещена в государственных облигациях Франции: судя по информации Банка России, в географическом разрезе доля вложений, приходящихся на Францию, подскочила с 12 до 15,5%. Это наиболее существенное направление вложений после золота в хранилищах Банка России. Доля Германии уменьшилась с 12,9 до 12,7%.

Резко упала доля вложений, географически приходящихся на Америку: с 29,4% на конец марта до 9,6% на конец июня прошлого года. Доля вложений регулятора в американских долларах может быть выше, чем доля вложений в США, так как Банк России может, например, хранить в европейском банке средства в долларах.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" бывший заместитель председателя Центробанка, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Константин Корищенко, переход из доллара в евро был наиболее ожидаемым вариантом перераспределения резервов в изменившихся геополитических условиях. "В нынешней ситуации, если не американский доллар, то именно евро является следующим по активности и ликвидности. Если Центробанку требовалось сохранить разумную ликвидность золотовалютных резервов, он вполне логично предпочел, выходя из доллара, нарастить долю в евро", - сказал он.

"Что касается юаня, то он, фактически, является определенным заменителем доллара. Дело в том, что их курс фиксирован, в связи с чем можно даже прибавлять долю в юанях к доле в долларах с точки зрения динамики курса. Политически это значительно более надежный актив, поскольку он не зависит от американских регуляторов. Иена, в свою очередь, не является привлекательным активом, поскольку имеет низкий уровень ставок и постоянную тенденцию к ослаблению, так что тут я могу найти только одну причину – диверсификация. Хотя еще есть политическая подоплека, связанная с улучшением отношений между Японией и Россией", - обратил внимание Константин Корищенко.

Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов назвал рекордное снижение доли американских активов в российских резервах оправданным шагом. "Основная задача валютных резервов – иметь достаточно диверсифицированную структуру для того, чтобы меньше зависеть от колебаний курса какой-то одной конкретной валюты. Расширение и более дробная валютная структура резервов – это оправданный шаг. Хотя, конечно, нельзя не отметить некоторую политическую составляющую, так как подобное значительное увеличение доли евро, скорее, носит политический характер, ведь раньше евро и доллар были сбалансированы в структуре резервов", - указал он.

"То же самое касается юаня и иены, с экономической точки зрения рост их долей можно объяснить диверсификацией, ведь Китай и Япония входят в топ-5 крупнейших экономик. Соответственно, этим участие их валют в структуре российских резервов достаточно оправдано. Здесь можно увидеть некий политический подтекст, поскольку риторика отхода от доллара давно слышна во властных структурах, но в целом это решение скорее экономическое, учитывающее прогнозы темпов роста экономик и изменения курсов валют. Центробанк просто стал более сбалансировано полагаться на валюты всех крупных, устойчивых экономик, имеющих низкий риск обвальной девальвации", - заключил Михаил Хромов.