Чем запомнится 2018 год на нефтяном рынке?
Читать на сайте Вестник КавказаНеобычайная волатильность нефтяных цен, резкий рост запасов нефти в США и обновление сделки ОПЕК+ стали главными событиями 2018 года на мировом нефтяном рынке, рассказали в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков и старший аналитик "УралСиб" Алексей Кокин, подводя итоги года.
На необычную годовую динамику нефтяных котировок обратил внимание Игорь Юшков. "Весь год цены постепенно поднимались вверх и достигли $86 за баррель в октябре 2018 года, после чего за месяц упали почти на $30 за баррель. То есть год запомнится неожиданной концовкой и крушением надежд на то, что нефтяной рынок восстановился и мы вернулись в период дорогой нефти, как это было в 2011-2012 годах. Ноябрь-декабрь показали нам, что это не так, что рынок по-прежнему неустойчив, в любой момент может произойти обвал, когда баррель нефти будет терять по $5 и больше в день. Поэтому итогом года становится понимание того, что волатильность остается и даже становится некой новой нормальностью", - сообщил он.
"Также в 2018 году окончательно утвердился формат ОПЕК+. Теперь можно говорить, что старого картеля ОПЕК не существует, так как он не работает отдельно от ОПЕК+. Недаром из картеля вышел Катар, сигнализируя, что теперь это лишь часть истории. В 2018 году всем стало окончательно понятно, что регуляция рынка возможна только в ОПЕК+ с участием России. Кроме того, год запомнится определением санкций против Ирана – американцы отодвинули исполнение ограничений на март, но уже в этом году всем стало ясно, что Тегеран вернут под нефтяные санкции", - добавил Игорь Юшков.
Важно и то, что США вышил на первое место по производству нефти. "Их успех показал, что рост цен на нефть – это, прежде всего, подарок для американских добычных компаний, так что все старания ОПЕК+ по увеличению цены пошли на пользу американских сланцевых проектов. Кстати, именно поэтому в 2019 году ОПЕК+ будет заниматься не столько ростом цен на нефть, сколько поиском баланса добычи и приемлемых цен для обеспечения бюджетов основных игроков ОПЕК+, при которых американцы не смогут активно наращивать добычу. Соглашение о сокращении объемов добычи, которое было в начале декабря подписано, рассчитано именно на поиск баланса в пределах $50-60 за баррель, что не позволит США разрабатывать затратные проекты", - обратил внимание экономист.
Что касается российской нефтяной отрасли, то здесь за год почти ничего не изменилось. "Так и не появилось промышленно рентабельной технологии по добычи нефти трудноизвлекаемых пород. Не принят новый налоговый режим, налог на добавленный доход заработает только с 2019 года. Ожидается, что он сможет активизировать развитие новых проектов, поскольку при старом налоговом режиме мы не выходим на новые провинции, и в этом плане 2018 год может быть последним, когда у нас объем добычи нефти сохранялся на прежнем уровне. Возможно, в 2019 году мы увидим небольшое снижение объемов производства, потому что нам по-прежнему нужны новые нефтегазовые провинции, запуск новых проектов, повышение коэффициента извлечения нефти и так далее. И самая главная проблема – это падение добычи в Западной Сибири, ее мы так и не решили, на замену западносибирским проектам ничего не пришло", - напомнил Игорь Юшков.
Алексей Кокин, в свою очередь, ключевым событием года назвал именно взрывной рост нефтедобычи в США. "Самый неожиданный итог – рост добычи в США превзошел ожидания участников рынка, в особенности во второй половине года. Добыча нефти в США по сравнению с декабрем прошлого года выросла больше, чем на 1,5 млн баррелей в сутки, то есть на 15% с лишним, это огромный рост. Ускоренное наращивание американской добычи застало врасплох участников рынка еще в июле-августе", - отметил он.
"В то же время, важно, что страны ОПЕК+ сумели прийти к новому соглашению и показали, что сама система работоспособна. При этом проблема в том, что пока рынок не отреагировал на договоренности ОПЕК+, и риски, связанные с потреблением, пока оказывают на рынок чрезвычайно негативное влияние. С другой стороны, влияние санкций против Ирана на рынок оказалось преувеличенным – оно, конечно, подействовало на трейдеров, но, поскольку участники рынка к этому хорошо подготовились заранее, эффект был сглажен", - добавил Алексей Кокин.
Для России, по его оценке, год заканчивается на позитивной ноте из-за заметного роста нефтедобычи. "Россия нарастила добычу после того, как было пересмотрено первоначальное соглашение с ОПЕК+, то есть условия были ослаблены. Благодаря этому Россия заканчивает год с очень высоким уровнем добычи", - заключил старший аналитик "УралСиб".