Чем запомнится 2018 год в российской экономике?

Читать на сайте Вестник Кавказа

В уходящем году российская экономика окончательно стабилизировалась, однако так и не смогла выйти на существенный рост, рассказали в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, председатель правления Национальной валютной ассоциации Дмитрий Пискулов и профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ Александр Абрамов, подводя итоги 2018 года.

На сочетание этих фактов прежде всего обратил внимание Анатолий Аксаков. "Самое главное – это стабильность. Стабильность, прочность, устойчивость – три характеристики, которые говорят о том, что Россия в экономическом плане вернулась в самодостаточный и саморазвивающийся режим. Никакие внешние явления не смогли поколебать устойчивость российской экономики. В тоже время, ключевой минус – низкие темпы роста экономики. Жизнь показывает, что у России есть потенциал, способный обеспечить существенный экономический рост, но это зависит от политики, которую будет проводить исполнительная власть, реализуя, прежде всего, национальные проекты, концентрируя на них ресурсы, грамотно меняя налоги. Власть сама по себе также должна быть эффективной, ведь зачастую ресурсы, выделяемые на проекты, расходуются нерационально. Важно обеспечить не только концентрацию, но и эффективность использования ресурсов. То есть экономика России прочная, потенциал мощный, но он далеко не до конца использован", - подчеркнул депутат.

"Инерция текущего года с точки зрения невысоких темпов роста, к сожалению, пока сохранится. Объекты, которые будут финансироваться в рамках реализации национальных проектов, отобраны слишком поздно, реально они будут утверждены только к марту, а это означает задержку финансирования, инвестиционного процесса и экономического роста в целом. Тем не менее, экономика будет набирать обороты, особенно со второй половины года. Тогда, благодаря реализации национальным проектов, начнется более активный инвестиционный процесс и ускоренный экономический рост, что, в том числе, приведет и к росту реальных доходов населения. На мой взгляд, санкции уже исчерпали себя с точки зрения влияния на Россию, экономика адаптировалась к ним, и на них будут обращать внимание только как на назойливую муху", - ожидает Анатолий Аксаков.

На слабость экономического роста в 2018 году указал и Дмитрий Пискулов. "В целом, год запомнился тем, что президент поставил задачу перехода к более интенсивной модели экономики, к инновациям и использованию международного опыта для того, чтобы производить более конкурентную продукцию. Также против нас продолжались экономические санкции со стороны США и Евросоюза, их было несколько потоков – апрельский и затем августовско-сентябрьский, оказавшихся некоторое влияние на финансовый рынок – хотя в целом надо сказать, что российская экономика хорошо справляется с этими внешними шоками, несмотря на отток капитала. Отток капитала в уходящем году был характерен для финансовых рынков всех развивающихся стран, Россия тут просто не стала исключением. И тем не менее, российская экономика хорошо со всем справляется, в конце года мы не наблюдаем проблем ни в банковской, ни в кредитно-финансовой системе, ни в накоплениях граждан. Это тот позитив, который был в 2018 году", - сказал он.

"Конечно, сейчас нас беспокоит снижение цен на нефть, но я думаю, что это тот фактор, который изменчив, государственный бюджет справляется с такими вопросами, больших опасений это уже не вызывает. Весь год Банк России придерживался умеренно жесткой денежно-кредитной политики, а фактически начал поднимать ключевую ставку в связи с ростом инфляции и инфляционных ожиданий, и это тоже запомнилось. После цикла снижения ключевой процентной ставки, начиная с 17%, которые были установлены еще в 2014 году, мы столкнулись с начавшимся циклом некоторого повышения ставки, что, с точки зрения финансовых рынков, все больше и больше приводит экономических агентов к пониманию того, что, помимо валютных рисков, существуют еще и другие финансовые риски", - добавил Дмитрий Пискулов.

По его оценке, в следующем году экономика продолжит медленно расти за счет инвестиций, включая государственные. "Возможно, будет рост инвестиций и со стороны частного сектора – сейчас мы видим небольшой рост вложений в акции и индивидуальных инвестиционных счетов. Население идет на фондовый рынок в условиях понижения процентных ставок, и это может служить драйвером роста, потому что вовлеченность населения в экономику и финансовые рынки, частные инвестиции крайне важны, именно в этом наша страна всегда традиционно отставала. В целом, я оцениваю, что следующий год будет все же достаточно волатильным в зависимости от внешнеполитической ситуации, но верю, что наши экономические и денежные власти прекрасно справятся с задачами и вызовами, поэтому никаких серьезных потрясений не будет", - председатель правления Национальной валютной ассоциации.

Александр Абрамов прежде всего отметил значимость возвращения бюджетного правила. "Это наш главный инструмент, приспосабливающий государственные финансы к условиям санкций и волатильности цен на экспортные товары. Это, пожалуй, был позитив, а в целом итоги более пессимистичные: не удается получить заметный экономический рост, реальные доходы населения падают. Пока ответ государства на вопрос о том, как с этим бороться, дается через усиление государственного регулирования, в том числе в инвестициях, но он не выглядит убедительным. К сожалению, частная инициатива продолжает сдерживаться рядом факторов", - напомнил он.

"Рубль за год заметно ослаб, мы встречаем новый год с достаточно низкой ценой на нефть, при этом рубежи по уровню инфляции примерно выполнены. Экономика в целом, несмотря на сложное внешнее окружение, пока сохраняет достаточную стабильность. Если говорить о финансовых рынках, то отдача от российских вложений остается одной из самых высоких в мире по итогам 2018 года, но все равно царит некое уныние из-за того, что и бизнес, и люди плохо представляют себе перспективы того, что будет делать государства для создания более динамичной экономики, роста доходов населения и роста финансовой отдачи от ресурсов", - заметил Александр Абрамов.

Он подтвердил, что основное ожидание от 2019 года – это реализация масштабных национальных проектов. "Высокого экономического роста все равно никто не ожидает, включая Минэкономразвития, и он, скорее всего, будет даже чуть ниже, чем в 2018-м. Инфляция немного вырастет в первом полугодии, и очень хотелось бы, чтобы это не слишком сильно повлияло на инфляционные ожидания. Во всяком случае, в новый год Россия вступает с новыми, сильными рисками. Наверное, их можно будет преодолеть, ведь у нас достаточно искушенное правительство и ЦБ в части управления внутренними рисками. Тем не менее, ощущение некоторой тревоги и уныния сохранится, потому что рост будет невысокий и частный бизнес пока не получил зримых улучшений, чтобы поменять настроение и инвестировать более охотно", - заключил профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ ВШЭ.