Чем запомнится 2018 год в Грузии?
Читать на сайте Вестник Кавказа2018 год выдался для Грузии интересным и насыщенным, - заявили в беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" политолог Гела Васадзе и руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе, подводя итоги уходящего года.
Гела Васадзе в первую очередь отметил всплеск гражданской активности. "Все началось с выступления клабберов летом, когда в результате облавы в ночных клубах были задержаны несколько наркодилеров – полиция повела себя довольно жестко по отношению к посетителям клубов, что вызвало серьезную волну протестов и дискуссию в обществе о том, как полиции выполнять свои обязанности, не унижая граждан. Тогда были требования отставки премьер-министра и министра внутренних дел. В ходе самих акций этого не произошло, но затем правительство ушло в отставку, мы получили самого молодого премьер-министра в истории – Мамуку Бахтадзе, – а также нескольких новых ключевых министров, включая глав МИД, Минэкономики и Минфина. Следующим этапом были акции протеста, связанные с убитыми школьниками. Там были претензии к прокуратуре в торможении расследования и покрывании убийц, что вызвало широкий резонанс в обществе, в результате была создана парламентская комиссия. И такая политическая активность была достаточно высокая в течение всего лета", - напомнил он.
"Очень важны были президентские выборы, несмотря на то, что Грузия переходит на парламентскую модель правления и пост президента не представляет из себя ничего особенного, у президента практически нет полномочий. Дело в том, что выборы президента стали определенным смотром политических сил перед главным событием – парламентскими выборами 2020 года – и политическая борьба выдалась весьма напряженная. В результате победила независимый кандидат, поддержанная властью, – но победа была тяжелой, власти пришлось включить все административные, финансовые и другие ресурсы для ее обеспечения. Многие называют эту победу властей пирровой", - обратил внимание Гела Васадзе.
"Во внешней политике почти ничего не произошло. В начале года был кризис, связанный с безвизовым режимом, когда очень многие граждане Грузии пользовались им, чтобы просто остаться в ЕС. Проблема был решена в результате эффективного сотрудничества МВД Грузии с МВД европейских стран, особенно Германии. Также стоит упомянуть поставку в Грузию противотанковых комплексов Javelin и французско-американских комплексов ПВО. Институциональное сотрудничество со странами НАТО продолжилось, вышел билль в поддержку Грузии в Конгрессе США, канцлер ФРГ Ангела Меркель и советник президента США Джон Болтон совершили визиты в Тбилиси. Во время этих визитов обсуждались вопросы развития демократии и гражданского общества, но также и экономика", - отметил политолог.
"Важным экономическим событием для Грузии стало введение в строй значительной части проекта "Южный газовый коридор", по которому газ сейчас идет из Азербайджана в Турцию через Грузию. Кстати, Ангела Меркель предложила Тбилиси помощь в постройке газохранилища. Также в нашей экономической жизни был рост ВВП в 6-7%, это довольно высоко для региона, и все же это не тот рост, который может обеспечить Грузии необходимое развитие. В целом, в течение года сохранялось в фоновом режиме общее недовольство населения жизнью", - заключил Гела Васадзе.
По словам Петре Мамрадзе, самым запоминающимся событием года стала реакция негласного грузинского лидера Бидзина Иванишвили и подконтрольной ему правящей партии "Грузинская мечта" на итоги последних прямых президентских выборов. "Конечно, в этот раз мы впервые избирали президента в парламентской системе, что вылилось в общенародное противостояние и, можно сказать, референдум доверия к власти – но все же важнее было то, что после первого тура правящая группировка во главе с Иванишвили признала право населения на гнев и разочарование, признала свои ошибки. Они пообещали исправить то, что можно исправить, в ближайшем будущем, в плане экономического и социального положения значительной части населения. Сейчас уже идет интенсивное обнуление черных списков должников, которые не смогли вернуть кредиты банкам, что спонсируется из личного бюджета Иванишвили. То есть главный политический итог года – ушла та пагубная самонадеянность, с которой действовала "Мечта", говоря, что народ должен выбирать между ней и Саакашвили", - рассказал он.
"В отношениях с Россией прорывов не предвиделось, их и не могло быть из-за известного политического тупика, но в целом отношения развиваются в экономическом и культурном плане, в значительной степени вырос туризм, что для экономики Грузии является настоящим спасением. Что касается общения с Евросоюзом, НАТО и США, тут я должен с удовольствием отметить, что все развивается достаточно интенсивно, в нужном направлении, подписываются и исполняются соглашения. Грузия выполняет свои обязанности в рамках договора с ЕС об ассоциации, все идет неплохо, по крайней мере, удовлетворительно. Да, были разговоры, что Грузию могут лишить безвизового режима с ЕС, но это опровергли представители евроструктур, отметив, что просто надо больше работать над тем, чтобы люди не оставались в Европе нелегально, не нарушали законов", - сообщил Петре Мамрадзе.
"В экономике, к сожалению, похвастаться нечем. Сохраняется огромный дефицит внешней торговли, растет как внутренний, так и внешний долг страны – суммарный долг Грузии превысил уже $17 млрд, и перелома в этой ситуации не просматривается. Ничего не изменилось и в том, что существуют привилегированные компании, назовем их условно квазимонополиями, у которых цены на лекарства порой в три раза больше, чем в соседних странах. То есть мы, с одной стороны, считаемся оазисом демократии, но, с другой стороны, монопольные компании продолжают изымать у населения ренту. Конституционное большинство у "Мечты" уже более двух лет, но принять регуляции и ввести нормальное налогообложение у них никак не получается. Понятно, почему: самые заинтересованные лица сидят как раз в парламенте или же влияют на депутатов. Так что пока перехода к настоящей инклюзивной экономической и политической системе у нас нет", - заключил политолог.